Особенности пропаганды СССР во время военной акции в Афганистане (Часть I)
Психологическую войну люди ведут с давних пор, но никогда и нигде её не афишируют. Более того, документы о конкретных особенностях её проведения обычно хранят за семью печатями. Известно только, что специалисты психологической войны аккумулировали в своей практике все
В последнее время наряду с такими понятиями, как «информационная война» и «информационное противоборство» достаточно активно начинают применяться «информационные действия» и «информационные операции». Информационные действия и информационные операции, по сути дела, выступают элементами информационных войн. В зависимости от специфики используемых средств (как следствия специфики объектов воздействия) информационные операции подразделяются на две основные группы —
В
Устное вещание: передача через звуковещательные станции различных сообщений и программ, направленных на военнослужащих противника, его гражданское население, пленных.
Печатные средства: распространение печатной продукции на иностранных языках, публикации в материалах СМИ своей страны и
Изобразительные средства: воздействие с помощью наглядных средств, несущих сильный эмоциональный заряд (художественно оформленные плакаты, транспаранты, фотостенды, стенгазеты, карикатуры, карты, схемы, специально организованные выставки; а также наклейки, нашивки, сувениры с соответствующей символикой).
Радио и телевидение: передача в эфир через военные и гражданские радио- и телепередатчики специальных радио- и телепрограмм, а также путём вхождения в сети боевого управления и каналы связи противника через войсковые радиосредства. Отличительные черты: оперативное и массовое воздействие на аудиторию в пределах радиуса приёма радио- или телевещания конкретной станции.
По мнению
Убеждение — метод воздействия на сознание людей, обращённый к их собственному критическому восприятию, ориентированный на
Внушение — метод
В соответствии с методами воздействия существуют следующие особые способы и приёмы воздействия:
Дезинформация (обман) — намеренное предоставление противнику информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел.
Манипулирование — вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.
Распространение слухов и мифов:
слухи — специфический вид информации, появляющийся спонтанно в силу информационного вакуума, либо специально распространяемый для воздействия на общественное сознание;
миф — информация, которая объясняет происхождение и дальнейшее преобразование тех или иных явлений исключительно на основе вымышленных событий. Осмысление человеком окружающей действительности при этом базируется не на научных знаниях, а на вере и убеждениях представителей конкретной культуры, этноса, социальной группы.
В рассматриваемом нами случае вооруженного конфликта на территории Афганистана информационная война (включая её разновидность — психологическую войну) выступает как составная часть военного противоборства, при этом используются любые средства воздействия (в том числе силового) на информационную сферу противостоящей стороны.
Афганистан в силу своего географического положения служил объектом пристального внимания со стороны двух соперничающих между собой глобальных социальных систем, во главе которых в рассматриваемый нами период стояли Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. К моменту начала военного конфликта органы специальной пропаганды ВС СССР оперировали устаревшими представлениями времён Великой Отечественной войны. Советские
Всё, что касалось подготовки к военной операции на территории ДРА, внутри СССР было покрыто плотной завесой секретности. Средства массовой информации в Советском Союзе продолжали представлять народу картину безмятежного покоя и стабильности. Почти сразу после ввода советских войск в Афганистан Политбюро ЦК КПСС приняло закрытое постановление об освещении в СМИ акции интернациональной помощи Афганистану. В декабре 1979 года, когда приказ о вводе советских войск в Афганистан бал уже отдан, в «Правде» появилось сообщение, где военное присутствие нашего государства в ДРА называлось «вымыслом чистейшей воды». А уже через несколько дней та же газета публикует интервью Генерального секретаря КПСС
Одновременно государство через средства массовой информации развернуло пропаганду необходимости и успешности войны в Афганистане.
На территории Афганистана вторжение советских войск тоже не афишировалось. Так, первым на территорию Афганистана был направлен батальон особого назначения (спецназ), который окрестили «мусульманский». Личный состав батальона тщательно и целенаправленно отбирался в войсках Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Главное требование — знание восточных языков и хорошие физические данные. Все солдаты и офицеры были одеты в форму афганской армии и внешне не отличались от местных военнослужащих. Форма была сшита по образцам, присланным из Афганистана по линии военной разведки. Все эти меры также были направлены на сохранение секретности операции.
За неделю до 27 декабря (даты ввода «ограниченного контингента» советских войск на территорию Афганистана) по всем «контрактам» (местам, где работали советские специалисты) проехались лекторы ЦК КПСС и прочитали лекции о том, что американцы
Только в 1985 году, когда политическая ситуация в СССР, а вместе с ней и взгляд на афганскую проблему изменились, КГБ выпустило документ под названием «Перечень сведений, разрешенных к открытому опубликованию, относительно действий ограниченного контингента советских войск на территории ДРА» (подписанный В. Варенниковым и В. Кирпиченко 19 июня 1985 года). Цитируем: «1. Продолжать публиковать разрешенные ранее сведения о действиях… и показывать:
— наличие частей и подразделений… без показа их участия в боевых действиях;
— организацию и ход боевой подготовки… в масштабах не выше батальона;
— награждение советских военнослужащих без показа их конкретной боевой деятельности, послужившей основанием для награждения;
— отдельные единичные факты (не более одного в месяц) ранений и гибели советских военнослужащих при исполнении воинского долга, отражении нападения мятежников, выполнения заданий, связанных с оказанием интернациональной помощи афганскому народу…
2. Дополнительно разрешить публикацию в центральной печати, печати военных округов, республиканских, краевых и областных изданиях:
— об отдельных случаях героических действий советских военнослужащих… с показом их мужества и стойкости;
— о повседневной деятельности подразделений, до батальона (дивизиона) включительно…
— факты проявления заботы о советских военнослужащих, проходивших службу в войсках на территории ДРА и ставших инвалидами, членах семей погибших в Афганистане;
— сведения с описанием боевых подвигов, героизма и мужества советских воинов… и факты их награждения.
3.
4. Публикация любой указанной в пунктах 1 и 2 информации разрешается по согласованию с Главной военной цензурой…
5. Продолжить широкую публикацию контрпропагандистских материалов советских и иностранных авторов, разоблачающих фальсификацию западных средств массовой информации».
После ввода советских войск на территорию ДРА «афганский вопрос» на Западе был поднят на уровень важнейших глобальных проблем. С этого момента информационная война против «кабульского коммунистического режима» и мирового коммунизма приобрела наиболее изощрённый, массированный,
При этом широко и довольно успешно эксплуатировался исламский фактор. Были мобилизованы многочисленные институты по изучению стран Востока, видные
Внутри Афганистана также имелись влиятельные общественные силы, которые солидаризировались с западными антикоммунистическими и антисоветскими взглядами и активно проповедовали их среди различных слоёв афганского общества. Методы и формы
Реально оценивая угрозу, которую несли подрывные
Об этом свидетельствует секретный документ, датированный декабрем 1982 года: «В связи с информацией…. из Вашингтона о проникновении американских граждан на территорию ДРА:
а) готовится статья в газетах „Правда“ или „Известия“ о вмешательстве США во внутренние дела Афганистана (провокационные заявления руководителей администрации США, снабжение афганской контрреволюции вооружением и боеприпасами, финансирование их бандитских действий против законных властей, вторжение на территорию ДРА американских граждан — корреспондентов газет, журналов и др. в составе банд;
б) поставлена задача… захватить на территории Афганистана американского гражданина, действующего в отряде контрреволюционеров;
в) …организовать в Кабуле
Тем не менее, результаты этих усилий оставляли желать лучшего, что признавалось на официальном уровне. Политбюро ЦК НДПА и Совет министров ДРА в одном из своих постановлений отметили, что «идеологическая и политическая деятельность…. ещё не отвечает требованиям современной
Большая часть сил партии (до 70%) была сосредоточена в городах. Работе в кишлачной зоне внимания почти не уделялось, поэтому основная часть населения находилась под сильным влиянием мятежников. В отличие от НДПА, оппозиция основной акцент делала на работу в крестьянской среде, завоевывая тем самым все новых и новых сторонников.
Несмотря на то, что преобладающая часть населения Афганистана неграмотна или полуграмотна (даже на рубеже ХХI века грамотными там числились 47% мужчин и только 15% женщин), было бы ошибочным недооценить значение печатного слова как средства
Малые печатные формы, с учетом специфики Афганистана, оказались самыми эффективными по силе психологического воздействия, это листовки, плакаты, воззвания, обращения, календари с иллюстрациями, карикатуры
Кабул располагал немалыми техническими возможностями для ведения печатной пропаганды. В первой половине
Листовки, распространявшиеся среди афганских беженцев за рубежом (прежде всего в Пакистане), были написаны на языке дари, пушту и белуджском; были выпущены календари с карикатурами и иллюстрациями. Большой популярностью у населения пользовались листовки и календари с карикатурами и рисунками известного советского художника
Несмотря на большую популярность среди населения Афганистана малых печатных форм, их
В связи с отсутствием полиграфической базы в тактическом расположении советских войск 84% листовок печаталось в типографии политуправления Туркестанского военного округа и Кабула. Поэтому листовки оперативного характера по своему содержанию постоянно отставали от развития ситуации. Кроме того, в начале афганской операции листовки советской стороны выглядели малопривлекательно, поскольку были одноцветными. Только в середине войны (1985 г.)
Для распространения печатной продукции в качестве основного средства доставки советскими военными использовался авиационный сброс. Кроме того, распространением занимались афганские агитационные отряды в ходе идеологических рейдов и спецмероприятий.
Западная пропаганда также уделяла печатной пропаганде большое значение. В США и других странах было издано огромными тиражами и распространено по всему миру множество солидных по объему книг и брошюр по афганской проблематике. Причем, печатная продукция была исполнена в строгом соответствии с официальными идеологическими доктринами. Кроме того, на территории Афганистана регулярно печатались и распространялись среди населения подпольные пропагандистские листки: «Радостная весть», «Восстание мусульман», «Смерть за веру», «Газават», «Шахиды», «Родина», «Окоп». Тиражом в десятки тысяч экземпляров издавались выступления глав
В условиях военного противостояния ведение антиправительственной пропаганды внутри страны взяла на себя вооруженная оппозиция. Каждая организация и группировка создала самостоятельную разветвленную сеть
Одновременно информация о событиях в Афганистане и вокруг него не сходила с полос зарубежных периодических изданий, приобретая характер сквозной темы. Особенно усердно «афганский вопрос» эксплуатировали такие американские газеты и журналы, как «Крисчен сайенс монитор», «
Популярными формами подачи материала в западной и региональной прессе стали репортажи с места событий, свидетельства жертв советской оккупации, беседы с непосредственными участниками джихада, интервью с лидерами афганской оппозиции. С целью придания ещё большего международного звучания афганской проблеме на газетных и журнальных страницах подробно освещались поездки по миру лидеров и делегаций моджахедов и их встречи и приемы на самом высоком официальном уровне. Лейтмотивом всех этих публикаций было стремление представить афганскую вооруженную оппозицию подлинными «борцами за свободу», осудить просоветский кабульский режим и советского агрессора. Стоит отметить, что многочисленные западные печатные СМИ все же не имели прямого выхода на афганскую аудиторию
Значительное место среди печатных средств спецпропаганды занимала наглядная агитация. К примеру, в советских воинских частях ею были оборудованы комнаты
(продолжение следует)