Главная

Эмир Катара призвал к войне с Сирией

21.01.2012

   Рекрутированные ранее для выполнения «грязной работы» талибы и подобные им международные террористы едва ли останутся без дела. Открытие своего официального представительства в Катаре лидеры движения «Талибан» воспринимают как появление первого зарубежного представительства «Исламского эмирата Афганистан», самопровозглашённого талибского государства, признанного в свое время Пакистаном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Получается, что десятилетие войны между США и «Талибаном» явно приносится в жертву каким-то другим целям.

13 января эмир Катара Хамид бин Халифа ат-Тани совершил очередной активный внешнеполитический ход, который выглядит неприятно даже на фоне его предыдущих действий, вроде открытия в Катаре представительства движения «Талибан». Теперь Хамид бин Халифа призвал арабские страны направить войска в Сирию, чтобы остановить «противостояние между правительством Башара Асада и оппозицией» военным путем. По мнению эмира, только внешнее военное вмешательство способно «прекратить убийство людей».

К сожалению, эмир Катара не уточнил — почему внешнее военное вмешательство должно осуществиться в отношении Сирии, но не может быть проведено по поводу других союзников Катара по ЛАГ. Например, против Бахрейна, в котором отдельные члены прявящего дома лично участвуют в допросах политзаключённых. Или против Саудовской Аравии, силы безопасности которой на днях открыли огонь по демонстрантам-шиитам, вышедших с требованиями освобождения политических заключенных. В результате несколько человек получили ранения, один был убит.

Следует отметить то, что инцидент произошел на территории Восточной провинции, преимущественно населенной шиитами. Жители провинции прошлой весной уже проводили акции протеста в знак солидарности с повстанцами в соседнем Бахрейне. В ноябре властями Саудовской Аравии уже была расстреляна одна акция протеста шиитов. Официально было заявлено, что оппозиционеры были вооружены и действовали по заказу иранского правительства. Около 400 человек были арестованы, включая правозащитников и борцов за права человека.

Несмотря на то, что подавление митингов в Бахрейне и Саудовской Аравии проводится, порой, с большим, нежели в Сирии, пренебрежением как к правам человека, так и жизни человека, страны Запада относятся к этому спокойно. Монархии Залива не только не подвергаются угрозе военной интервенции и «бесполётной зоны», но даже не выглядят изолированными от мирового сообщества. Так, недавно Саудовскую Аравию посетил британский премьер-министр Дэвиду Кэмерон. Возможно, ключ к такой лояльности лежит в безусловном и всеохватывающем обвинении любых митингов в иранском происхождении. Однако Сирию, как было сказано выше, предложено приводить к «гражданскому миру» путём иностранной интервенции. Средством, которое до сих пор не демонстрировало положительных результатов, но главным инструментом для стран Запада, а теперь и для ЛАГ.

Воинственное заявление эмира Катара прозвучало после того, как были обнародованы первые результаты миссии наблюдателей ЛАГ в Сирии. Итоговое заявление должно прозвучать с трибуны ООН 19 января, но некоторые подробности известны уже сейчас. Делегация перед выездом заявила о своём намерении беспристрастно разобраться во внутренней ситуации в Сирии. Вернулась она, однако, с противоречивыми свидетельствами, ставящими под вопрос как эффективность действий всей группы наблюдателей, так и профессиональную пригодность отдельных её членов. Ведь некоторые из них досрочно покинули страну, объяснив свое бегство бесполезностью миссии, которой не удалось добиться прекращения кровопролития.

Бывший участник миссии ЛАГ от Алжира Анвар Малек при помощи агентства Reuters сообщил, что покинул Сирию и уехал в Катар потому, что «режим Асада прикрывается миссией и использует сам факт нахождения миссии в стране в своих пропагандистских целях». По его словам, с прибытием комиссии ЛАГ количество жертв конфликта лишь возросло — Малек лично подсчитал, что с момента размещения наблюдателей было убито 400 человек. То есть, примерно по 40 в день, что в несколько раз превышает количество ежедневных смертей до прибытия комиссии. Из Дохи, столицы Катара, Малек сообщил Reuters о том, что все остальные члены делегации в любой момент готовы последовать его примеру, но их удерживает в Сирии только невозможность покинуть ее без санкции направивших их властей. Хотя представителям Джибути, Египта и Марокко удалось выбраться из Сирии окольными тропами.

Однако руководитель миссии, представитель Судана генерал Мохаммед аль-Даби заявил, что «критические высказывания Анвара Малека совершенно не соответствуют действительности. С момента, когда Малек был прикомандирован к команде наблюдателей в городе Хомсе, он, в отличие от коллег, ни разу не выходил из гостиницы, утверждая, что заболел». После подобных уточнений руководителя миссии становится понятно, каким образом Анвар Малек проводил свои подсчёты жертв сирийского режима — цифра в «400 убитых мирных граждан» появилась на размещённых в Лондоне ресурсах сирийской оппозиции чуть ли не в первый день работы миссии ЛАГ.

Более того, те самые «мирные граждане» чуть не стали причиной досрочного завершения работы делегации наблюдателей. 10 января в городе Латакия машины делегации ЛАГ подверглись обстрелу со стороны особенно агрессивных «мирных жителей». Одиннадцать инспекторов получили ранения, в частности пострадало два кувейтских офицера. Так что у пожелавшего проводить мониторинг не выходя из собственного номера члена делегации были определённые мотивы для такого поведения.

Естественно, этот неприятный инцидент стал ещё одним свидетельством того, что ситуация в Сирии далеко не так проста, как описывает формула «диктатор против мирного населения». Уже по этой причине итоговая резолюция ЛАГ может выглядеть двояко. Наряду с дежурными утверждениями о том, что войска из городов выведены не полностью, столкновения оппозиционеров с военными продолжаются, а наблюдатели ЛАГ так и не получили доступ к арестованным, в тексте явно должны возникнуть и комментарии иного рода.

Руководитель миссии ЛАГ, генерал Мохаммед аль-Даби отметил, что, по крайней мере, 50 процентов ответственности за продолжение противостояния лежит на так называемой «Сирийской освободительной армии» (СОА). Эта организация, по словам генерала, не только не соблюдает объявленное ею же прекращение огня на время прибытия миссии наблюдателей, но даже усилила боевые действия. Среди проявлений активности СОА и «сирийской оппозиции», аль-Даби назвал серию терактов в Дамаске, Дейр-эз-Зоре, в провинциях Хама и Хомс. Также глава делегации особо отметил тот факт, что в страну продолжает поступать оружие для борющихся с сирийскими властями террористов.

Такая позиция аль-Даби вызвала резкое недовольство Катара. Премьер-министр Катара Хамад бин Хассим, также принадлежащий к династии ат-Тани, раскритиковал работу наблюдателей, тем самым поддержав прозвучавшие ранее возмущённые голоса лидеров сирийской оппозиции за рубежом, обвинявших миссию ЛАГ в «нежелании» замечать «зверства военных».

Очевидно, именно недостаточная «жесткость» суждений миссии ЛАГ по отношению к Дамаску вызвала решение эмира Катара открыто призвать к проведению военной операции против Сирии силами арабских государств. Конечно, эти призывы полностью соответствуют настроениям за океаном. Госсекретарь США Хиллари Клинтон также заявила, что миссия наблюдателей Лиги арабских государств в Сирии должна быть свернута, так как она «не смогла остановить 10-месячную жестокую кампанию правительства по подавлению диссидентов».

О поддержке Катара Хиллари Клинтон сообщила на совместной пресс-конференции с Хамадом бин Хассимом. За день до этого президент США Барак Обама принял в Белом доме министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Сауда аль-Фейсала. Таким образом, прогнозы о том, что если война против Сирии начнётся силами некоей коалиции арабских государств, начинают сбываться. Хотя Турция и НАТО пока не дали комментариев относительно речей госпожи Клинтон и эмира Катара, вряд ли можно сомневаться в их лояльности.

Аналогично можно быть уверенным в том, что рекрутированные ранее для выполнения «грязной работы» талибы и подобные им международные террористы едва ли останутся без дела. Открытие своего официального представительства в Катаре лидеры движения «Талибан» воспринимают как появление первого зарубежного представительства «Исламского эмирата Афганистан», самопровозглашённого талибского государства, признанного в свое время Пакистаном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Получается, что десятилетие войны между США и «Талибаном» явно приносится в жертву каким-то другим целям.

При этом эмир Катара не ограничивается лишь поддержкой талибов. По сообщениям французских СМИ, 7 января эмир Катара с большой делегацией чиновников посетил Мавританию, где провёл переговоры с президентом Мохаммедом ульд Абдель Азизом. Финал переговоров был весьма показательным — эмиру Катара вежливо указали на дверь. Подчёркивается, что президент Мавритании даже не пришёл его проводить до самолёта. О чём дословно разговаривали главы двух государств неизвестно, но в СМИ кое-что просочилось. Эмир Катара посоветовал президенту ульд Абдель Азизу дать «больше свободы оппозиции» и провести консультации с шейхом Мухаммедом Бельхуссейном ульд Даду, возглавляющим исламистские движения в Мавритании. Шокированный таким предложением президент Мавритании обвинил Катар и компанию «Аль-Джазира» во вмешательстве во внутренние дела других государств и попытках экспорта революции.

Между тем, в марте начнут воплощаться в жизнь демократические реформы, запланированные президентом Сирии Асадом — в этом случае обвинять его в «нелегитимности» будет несколько сложнее. Но после обнародования результатов весенних парламентских выборов, согласно всем правилам проведения «оранжевых революций», будут нужны массовые беспорядки, заканчивающиеся обычно свержением неугодно режима.

С учётом арабской специфики, подобные протесты едва ли будут мирными. В этой ситуации как раз и понадобятся талибы и прочие радикалы, которым оказывает высочайшую поддержку эмир Катара. В этом случае, воевать с Сирией напрямую не придётся. Сирия традиционно является в полном смысле открытой для стран ЛАГ. Пересечение её границ производится совершенно свободно, некоторые трудности есть лишь на границе с Турцией. Таким образом, имеются все возможности для накопления на сирийской территории сколь угодно большой группировки, которую останется лишь вооружить.

В том случае, если враги Башара Асада не пожелают ждать до марта, эмир Катара будет искать союзников по вторжению в Сирию ещё активнее. Так или иначе, «арабская весна — 2012» не будет спокойнее прошлогодней.

***

Источник — https://win.ru/geopolitika/1326660236