Война норвежского албанца
Мне встретился человек удивительной судьбы. По происхождению македонский албанец, всю свою жизнь он прожил в Норвегии, но побывал дважды на войне в Македонии. Попадал на войну во время своих кратковременных приездов на каникулы из Скандинавии. После этого служил в норвежских подразделениях в Афганистане, а сейчас учится на эксперта по межкультурным отношениям. Ответственность за достоверность информации лежит на собеседнике (он пожелал остаться анонимным) — проверить его рассказ практически невозможно.
— Расскажи, пожалуйста, немного о своей семье, о детстве.
— Родился я в 1985 в Македонии. По национальности албанец. Мне было 16 месяцев, когда моя семья переехала в Норвегию. Мы уехали
Как известно, между албанцами, македонцами и сербами всегда были конфликты, которые обострились в 2001–2002 годах и переросли в войну в Македонии. И как раз в то время, когда эта война началась, я был вместе с семьей там в отпуске. В моем городе Липково албанцы живут вместе с сербами. И вдруг началась война, и мы уже никак не могли уехать, потому что македонская армия блокировала все дороги, и границы были закрыты, так что никто не мог ни выехать, ни въехать. Мы попробовали прорваться, но у нас не получилось. В то же время албанцы, НародноОсвободительная Армия (NLA), начали вести партизанскую войну. И тогда все, кто мог сражаться, взял в руки оружие. Поскольку мы все в моей семье были взрослые и здоровые мужчины, то это было обязанностью для нас — помочь вооруженной борьбе. Так я попал на войну, мне было тогда 16 лет. Сперва мы доставляли партизанам оружие, которое шло из Косова.
Этот конфликт начался
Мы были совсем как военные: со строевой, рапортами
— И что вы с ними сделали потом?
— Двое из них оказались наемниками — один с Украины, а второй из Румынии. Этих мы отвели в сторону, а остальных отправили к «голубым каскам». Тогда там служили американцы и французы. Они записали личные данные этих солдат и все, что положено, и отпустили по домам. А наемников мы отвели в отдельную комнату и допрашивали: зачем сюда приехали, как добрались, какие работы выполняли.
— Расскажи, что ты помнишь про этого украинского наемника.
— Приехал он заработать денег. Его звали Сергей. Он воевал в Чечне до этого, в Боснии, в Эфиопии как наемник. А тут мы его взяли в плен (смеется). Было ему тогда лет тридцать девять. Его мы отправили к командирам нашей освободительной армии. Не знаю, что они там с ним сделали. Скорее всего, его отправили в тюрьму под конвоем американских КФОРовцев. У нас была договоренность, что если мы приводим КФОРовцам пойманных нами наемников, то получаем от них разные материальные блага.
— Как долго ты пробыл в Македонии на войне? В какое время?
— Вся заваруха началась в феврале две тысячи первого, а в августе официально закончилась, но боестолкновения продолжились. А я пробыл там как раз с февраля по август. И ещё раз в
— Твои родственники тоже прошли через всю войну и также воевали?
— Да, именно так. Мой брат был ранен. Меня тоже подстрелили. В щеку из пистолета.
— И как же это произошло?
— Понятия не имею. Шел бой. Я упал на спину, смотрю — кровь на моих руках. Пощупал себя, ранения не нашел нигде, вроде. Боли ещё не было. И тут я почувствовал кровь во рту и сплюнул ей. Не понимал ещё, откуда кровь. И тут рядом взрывается машина, и рядом со мной падает зеркало. Тут я, наконец, смог посмотреть на свое лицо — и вижу здоровую дырку во рту. Я просунул палец изнутри, и он вышел наружу. Думаю: «Твою мать!» И тогда я побежал с позиции. Вся челюсть разбита. Прибежал я в наш лазарет, а оперировали меня потом лазером американцы в своем госпитале. Тут они выяснили, что у меня норвежское гражданство, и мне пришлось рассказывать, что я
— Что ты думаешь об исламском факторе в албанских повстанческих отрядах на Балканах?
— Нет, у нас ничего подобного не было. Из Турции приезжали
— Если теперь снова полыхнет на Балканах, поедешь туда?
— Ты что, без вопросов! Это мой долг, я считаю. Ведь я принадлежу албанскому народу, так что для меня это просто необходимо — защищать мой народ. И если в Норвегии будет война, я, естественно, буду защищать её.
— Помнишь ли ты первого противника, которого тебе удалось уничтожить?
— Многие, насмотревшись фильмов, думают: вот ты его видишь — и стреляешь. Но в бою все совсем не так. Враг находится на большой дистанции от тебя, и ты стреляешь туда, откуда появляется свет. Стреляешь в направлении возможного противника, как правило. С
Помню ещё один случай. Тогда я выстрелил одному сербу в спину, когда он пытался убежать. И завалил. Он упал, закричал. И тут я вижу: его товарищи бегут к нему, чтобы оказать помощь. Я думаю: сейчас всех троих одной очередью и положу. И тут я услышал, что они говорят: «Держись, мы тебя вытащим. Потерпи, браток. Ты должен выжить, тебя дома дети ждут». Тогда я, конечно, уже не смог по ним выстрелить, дал им шанс.
— На какой дистанции это происходило, что ты слышал их разговор?
— Это была очень плотная война. Хотя мы не всегда врага видели, к счастью для него, но слышать могли практически каждое слово. Особенно хорошо слышишь, когда ты испуган.
— А с каким оружием ты воевал?
— В основном, югославский «Калашников», это был мой личный автомат. Но приходилось пользоваться и русским «калашом». А бывало, и с СВД работал. Кстати о русских. У нас был один русский. Я не знаю, платили ли ему наши командиры, или он был просто связным, но суть не в этом. Он помогал нам со всякими стратегическими штуками. Он декодировал РПГшки, например.
— Расскажи об этом русском поподробнее. Был ли он в твоем отряде?
— Нет, он работал при штабе. Особый мужик был
— А откуда шли деньги вам, ты знаешь?
— Конечно же от албанской диаспоры за рубежом. Они слали деньги постоянно. Банковский счет Армии был все время полон денег. Нам хватало денег абсолютно на все. У нас же границы с Косовом на севере, а на западе с Албанией. Вот из Косова шло мясо. Нам присылали разнообразную еду, оружие столько, сколько было нужно, деньги. Мы покупали у русских оружие. Абсолютно новое, в масле ещё. Его привозили в фурах. Представляешь, фура полная нового оружия!
— Что ты думаешь о миротворцах ООН?
— Ну, наблюдали они за обстановкой, наблюдатели же. Американцы в особенности делали очень славную работу. Так я считаю. А македонцы считают, что французы были хорошими. Я могу объяснить, почему так. К примеру, нам нужно на границу с Косовом, чтобы забрать партию оружия. Если там стояли французы, мы были очень осторожны, чтобы они нас не заметили, потому что они наши подобные действия пресекали. А если американцы — проезжай, друг, помощь не нужна? У моего командира был пистолет, подаренный американским офицером. Так что мы их очень любили. И любим.
— А сражался ты под красным флагом с орлом?
— Да. Тот же флаг, под которым сражался наш народ в Косове и в Албании. До 1912 года границы Албании включали сегодняшнюю Албанию, часть северной Греции, часть Черногории, двадцать процентов Македонии и Косово целиком. Вот какой была историческая Албания. Но после двенадцатого года, Балканской и Первой мировой войн Лондонский трактат разделил Косово, отдав его Сербии. Только тогда Сербия получила Косово. Черногория стала независимой, Греция забрала свой кусок, а Македония была создана. Ведь до этого не было никакой Македонии.
— А с тобой вместе сражались только македонские албанцы? С кем ты вместе воевал?
— Я встречал там американцев. Американских американцев, не албанцев. Обычные белые американцы, наши друзья. Они прибыли добровольцами из США вместе с албанцами — «for democracy!» Были ребята из Голландии —
— Расскажи про свои операции.
— Ну, мы ходили забирать партии оружия с косовской границы, оно оттуда шло нам постоянно, и с албанской границы тоже. Нас обстреливали, и мы отвечали огнем. Однажды мы набрели на большой дом. Его хозяин жил в Германии. Это было уже близко к окончанию войны. Мы пробыли в этом доме четыре дня, и вообще тогда забыли, что мы на войне. Мы только и делали, что ели и спорили, кто будет накрывать на стол сегодня. Ты на войне, а думаешь, что уже наступил мир. И тут к нам пришел новый рекрут. Он был из Скопья. Ему не терпелось побывать на войне. Мы там расслаблялись, а он все время звал нас воевать. И вот раз, мы только поднялись с постелей, и как были, в семейниках, ели, стояли и курили. Этот парниша говорит: «Пойду дежурить!» Ну, мы думаем, пускай себе идет. И вдруг он забегает обратно в дом, не может отдышаться. Мы спрашиваем, мол, что такое. Он говорит: «Там гранатами стреляют!» Мы ему: «Ты что, придурок. Мы тут четыре дня, и никто по нам не стрелял». Он говорит: «Да клянусь я!» — и тут мы слышим разрыв. Мы выбегаем на улицу прямо в одних трусах и сапогах с бананами в руках, забыв все снаряжение в доме. И тут разрывается мина прямо напротив нас, метрах в двадцати. Мы — обратно в дом, натягиваем на себя, что попало, хватаем оружие и бежим к лесу. И тут мы видим целую цепь сербов, и они начинают стрелять по нам. На наше счастье, лес был всего в десяти метрах от дома, и мы укрылись за деревьями и камнями, и только слышали шорох пуль. Тогда мы отошли к поселку, а через несколько часов увидели, как взорвался этот дом.
А этот новобранец из Скопья был убит в тот же день. Мы сидели в будке дежурного на плотине. И парень этот курил постоянно. Мы ему говорим: «Не кури ночью открыто, снайпер тебя на раз засечет», а он на это: «Я курю, когда хочу, у Бога в книгах записано, когда я умру, и это явно не сегодня»
— По каким причинам эта война прекратилась?
— Было заключено перемирие. Албанцы получили доступ в армию, в полицию, во все официальные организации. Язык признавался официальным. Так что сегодня там все спокойно, все говорят на своих языках и живут мирно бок о бок. Македония говорит «да» независимости Косова.
— Значит, там больше не будет войны?
— Нет, сейчас нет смысла
— Какое твое мнение по Косову?
— Ну, я уверен, они провозгласят скоро независимость (беседа имела место в январе 2008 — И.Н.). Может, уже в этом месяце или в следующем. И если это произойдет, я уверен, что сербы на
— А что, смог бы ты жить мирно по соседству с сербами?
— Отчего же нет… Если обратиться к истории, то научно доказано, документировано, что эти земли изначально принадлежали албанцам, мы были первыми жителями Балкан. Но времена изменились, пришли другие народы. Вы пришли, так живите с нами в мире… Войны и конфликты на Балканах будут продолжаться до тех пор, пока Сербия будет иметь менталитет захватчика, пока они буду желать чужих земель. Они всегда мечтали о Велика Србиjа. С начала Первой мировой войны, которую начали сербы, один из той группы националистов, которые начали эту войну, стал сербским министром внутренних дел. И вот что он сделал — сербская стратегия — он отправил множество сербских колонистов в Македонию, в Косово и в Черногорию, чтобы однажды заявить: «Смотрите, у нас есть право на эти земли, это наши земли». Вот какой у него был план. И в Боснию с Хорватией также засылал сербов, чтобы иметь потом основания отобрать эти земли. Простому человеку может показаться, что югославские войны основаны на религии и этнических взаимоотношениях. Но это неправда. Понимаешь, они борются против албанцев как против мусульман. Но мы не мусульмане, мы исповедуем три разных религии: католичество, православие и ислам. И ничего не связано с религией! Вот с босняками да, проблема. Единственное, что их отличает от сербов — религия, вот они на этом и отыгрываются. Поэтому они и говорят: «Я не серб, я мусульманин!» Но мусульмане могут быть и из Норвегии, и из России, и из Конго… Вот поэтому у босняков нет настоящей национальной идентичности.
— Почему ты сейчас решил учиться на международных отношениях?
— Понимаешь, я сам албанец из Македонии, проживающий в Норвегии. Это уже три разных культуры. Плюс к тому, я знаю английский, французский и много чего ещё. Я знаю тонкости по отношению к мусульманам, к христианам. То есть, если я буду писать письмо сербу, я буду знать, что мне следует писать, а чего не следует.
— Скажи, что тебе дала война?
— Я люблю жизнь намного сильнее. Потому что, когда ты живешь в богатой, спокойной стране, ты не задумываешься об этом. Но как только ты осознаешь, как ты любишь жизнь, все становится прекрасным. Сам воздух пахнет невообразимо прекрасно. А тот, кто уже не может дышать, очень скучает по воздуху, но он тебе этого уже не расскажет. Это как если ты узнаешь, что у тебя рак, и ты умрешь завтра. Внезапно оказывается, что вода
— О чем ты думал во время боя?
— Во время боя у тебя нет времени думать. Ты думаешь до боя и после. Я думал: вот, я воюю здесь, и я буду знаменит, меня будут уважать, когда я вернусь обратно; если мы победим, ситуация для моего народа улучшится, все станут жить лучше. Через несколько лет мы обернемся и скажем: «Посмотрите, каких успехов мы добились!» Понимаешь, ты думаешь о тех вещах, которые дают тебе мотивацию. Ничего хорошего в окопном сидении нету. Поэтому тебе нужно все время заниматься самомотивацией.
— В завершение спрошу тебя: что ты лично думаешь о сербах?
— Я ничего особенного не думаю. Но я разделяю сербский народ и сербскую политику. Это две совершенно разные вещи. Ведь у каждого народа есть своя пропагандистская машина, свои заскоки. И мы не совсем чисты в этом. Но я знаю, что пропаганда, а что — правда. Вот серб из Северной Сербии приехал сюда, ходит со мной в институт — за что я должен его ненавидеть? Что он мне сделал? Очень примитивно рассуждать категориями ненависти. Ведь мы, в конце концов, все люди. И я даже думаю, что находись мы на месте сербов, может быть, мы вели бы себя так же. Большая власть, данная маленькому народу, развращает. Так было и в Албании при коммунизме. И в независимости от того, хотим мы этого или нет, они останутся нашими соседями. И если мы не перестанем воевать, спокойствие не наступит никогда на нашей земле. Посмотри на Францию и Германию. Они были врагами намного более страшными, чем мы с сербами. А теперь — сотрудничают рука об руку и жить друг без друга не могут! А ведь перебили миллионы человек с каждой стороны… А на Балканах