Главная

На фронтах борьбы с наркотиками

Рубрика: Афганистан, СНГ
16.01.2012

Несмотря на усилия, предпринимаемые правоохранительными ведомствами РФ, масштабы наркотрагедии в России остаются поистине апокалиптическими. От употребления героина, дезоморфина, гашиша и других видов зелья в нашей стране ежегодно погибают до 100 тысяч молодых людей. Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации нельзя уповать лишь на полицейскую работу и информирование населения – пугать народ страшными рассказами о последствиях наркомании. Жизнь показала – только эти меры проблему не решат.

Масштабы и результаты

В канун Нового года около 16 тонн наркотиков удалось перехватить в ходе международной антинаркотической операции «Канал-2011». В ней приняли участие сотрудники спецслужб государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности. Итоги впечатляют. Ликвидированы десятки международных наркогруппировок, изъято 500 килограммов героина, более девяти тонн опия, свыше двух тонн гашиша, около 130 килограммов кокаина.

«Канал-2011», фигурально выражаясь, пролег по территории всех семи стран ОДКБ – России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Одновременно с использованием сил и средств специально уполномоченных ведомств проводились комплексные оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и ликвидации путей доставки наркотиков в эти и другие сопредельные государства.

Общая численность задействованных в операции сотрудников – почти 15 тысяч. В приграничных районах и на объектах железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта было организовано около восьми тысяч совместных оперативных групп, на отрабатываемых направлениях создано более 10 тысяч постов, перекрыто 2700 железнодорожных узлов и станций, свыше 980 аэропортов и шесть тысяч автомобильных дорог, а также более 260 морских портов.

Не случайно преступники лишились не только своего наркотовара, но и 200 единиц огнестрельного оружия, 35 тысяч штук боеприпасов. Выявлено более четырех тысяч наркопреступлений, возбуждено свыше 21 тысячи уголовных дел, из которых 3,4 тысячи – за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. К уголовной ответственности привлечены около четырех тысяч человек.

Для сравнения: чуть более года назад в результате аналогичной операции было перехвачено почти семь тонн наркотиков, к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, привлечены более четырех тысяч человек, из них 267 – участники преступных групп. Операция тогда проводилась с целью выявления и блокирования путей нелегальной транспортировки наркотиков и прекурсоров по так называемому Северному маршруту (Афганистан – Центральная Азия – Россия – Европа), а также кокаина из Латинской Америки, в том числе в акваториях Черного и Каспийского морей. В «Канале» были задействованы около 100 тысяч сотрудников правоохранительных ведомств и военнослужащих из всех стран – участниц ОДКБ.

На сей раз меньшими силами удалось перехватить в два с лишним раза больше смертельной отравы, ликвидировать десятки международных преступных наркогруппировок. Сказываются накопленный опыт, техническая оснащенность наркополиции и улучшение взаимодействия спецслужб государств ОДКБ – это отметили многие международные эксперты.

Арена сотрудничества и противоречий

Вместе с тем в прошлом году руководство Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России неоднократно призывало мировое сообщество признать афганский наркотрафик угрозой общемировой безопасности и стабильности. Как отметил директор ФСКН Виктор Иванов, героин из Афганистана является фундаментальной финансовой подпиткой терроризма и транснациональной организованной преступности.

Выступая недавно в Любляне на министерской конференции «Группы Помпиду» Совета Европы, глава ФСКН предложил мировому сообществу разработать систему международной ответственности за ликвидацию афганского нарокопроизводства. Виктор Иванов подчеркнул, что хотя результаты присутствия войск Североатлантического альянса в Афганистане весьма плачевны, тем не менее российская сторона предлагает сотрудничество и в рамках Совета Россия – НАТО, и в рамках двусторонней российско-американской комиссии.

«Мы предлагаем совместное проведение операций, опыт таких операций есть. Более того, мы хотим предложить американской стороне использовать наши космические спутниковые возможности для составлений цифровой карты наркополей Афганистана с целью создания кадастра, поскольку все программы должны носить адресный характер», – заявил директор ФСКН.

По его мнению, сегодня американская сторона излишне идеологизирует проблему борьбы с наркопроизводством в Афганистане. «НАТО говорит: мы будем бороться только с теми наркобаронами, которые связаны с «Талибаном». А между тем «Талибан» в наркопроизводстве является миноритарным бенефициаром, – пояснил Виктор Иванов. – Мы считаем, что эту проблему надо деидеологизировать и всех наркобаронов привлекать к уголовной ответственности».

Между тем еще шесть лет назад по распоряжению президента США Джорджа Буша-младшего для уничтожения афганских полей с посевами опийного мака был создан особый антинаркотический спецназ. Правда, по информации ФСКН, особого успеха он не добился. Производство наркотиков в Афганистане из года в год только растет. Да и Вашингтон почему-то решил существенно ограничить процесс ликвидации в этой стране маковых плантаций. Некоторый прорыв в борьбе с наркотрафиком все-таки произошел после начала сотрудничества спецслужб России и США в комиссии «Медведев – Обама»: международный спецназ уже уничтожил за последние месяцы несколько крупных нарколабораторий в горах Афганистана. Будет ли продолжение? Пока на этот вопрос однозначного ответа нет.

Донорская помощь

До 50 крупных каналов поставки наркотиков в Центральной и Средней Азии можно ликвидировать за год при правильном сотрудничестве со странами региона, считают в ФСКН. Сейчас международное сообщество осуществляет различные донорские программы по борьбе с наркотрафиком, однако в нынешнем виде они не достигают своих целей.

С марта 2011-го реализуется российская программа оказания технического и финансового содействия антинаркотической спецслужбе Киргизии. Первый результат: эффективность работы этого ведомства возросла в 23 раза! При этом те донорские программы, которые реализуют западные страны в Центральной Азии, результатов не дали. Более того, объемы перехватываемых наркотиков в среднеазиатских государствах за время действия этих программ сократились в три-четыре раза.

Такие результаты эксперты назвали более чем странными. Однако этому есть объяснение: Северный маршрут наркотрафика пролегает в стороне от стран-доноров. «Они слишком удалены от этих регионов, их возможности ограниченны. А финансовые возможности у них довольно большие. Поэтому мы вышли с предложением расширить финансирование и техническую помощь государствам Центральной и Средней Азии», – заявил глава ФСКН.

Страны, которые участвуют в борьбе со здешним наркопроизводством, не должны конкурировать и сталкиваться, отметил Виктор Иванов. «Надо консолидировать усилия, чтобы они были сбалансированы и нацелены на конечный результат – а это ликвидация инфраструктуры этих каналов поставки наркотиков. Мы поработали с Кыргызстаном – провели тринадцать контрольных поставок, которые позволили по всей цепочке транзита через Среднюю Азию изобличить всех лиц, которые были втянуты в поставку героина. Эта деятельность позволяла ежемесячно забрасывать в Россию до 300 килограммов героина», – сообщил директор ФСКН.

«Когда-то мы были просто транзитной страной для афганских наркотиков. Граждане Кыргызстана участвовали только в некоторых скрытых преступлениях, – рассказал представитель Киргизского государственного агентства по борьбе с наркотиками (АКН). Тимур Искаков. На нашей территории были созданы некоторые преступные группы, которые зарабатывают на наркотиках, а в 90-х годах люди думали: «Зачем бороться с этими наркотиками? Все равно они будут проданы в Казахстане или России, а прибыль останется в Кыргызстане».

Теперь ситуация стала крайне опасной как для Кыргызстана, так и для соседей. По оценкам АКН, каждый год в эту страну поступает шесть тонн героина. Сегодня грамм героина стоит столько же, сколько пара бутылок пива, – около пяти долларов. Понятно, что все это способствует только развитию криминала и терроризма.

Впрочем, и президент Таджикистана Эмомали Рахмон призвал мировое сообщество усилить борьбу с афганским наркотрафиком. «Торговля наркотиками из Афганистана должна быть пресечена», – заявил он после встречи в Берлине с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.

Рахмон напомнил, что Таджикистан имеет 1400-километровую границу с северным Афганистаном – с регионом, за безопасность в котором отвечает Германия. Он указал, что если продажу наркотиков не остановить, то они через Россию будут попадать в Европу. Афганистан является главным в мире производителем героина. Доходы от его продажи идут, в частности, на финансирование региональных вооруженных группировок, а также афганского радикального движения «Талибан». По оценкам ООН, благодаря торговле героином исламисты ежегодно получают от 100 до 400 миллионов долларов.

Синтетическая отрава

В 2011 году – с января по сентябрь – из незаконного оборота изъято более 1,6 тонны героина (окончательные итоги будут подведены в феврале-марте 2012-го. – М. Л.), в том числе органами наркоконтроля – свыше 843 килограммов. Как свидетельствует статистика, с каждым годом все больше конфискуется высококонцентрированного гашиша. Этот наркотик, как и героин, тоже изготавливается в Афганистане. Отсюда основной поток зелья направляется в нашу страну через Иран и Азербайджан. За указанный выше период правоохранительным органам удалось перехватить свыше 1,9 тонны отравы (более 1,1 тонны – на счету ФСКН).

Органами наркоконтроля за девять месяцев пресечено 8480 оптовых поставок различного зелья общим весом около 19 тонн, включая 1406 партий героина.

В настоящее время в незаконном обороте наркотиков наряду с сохранением преобладания героина афганского производства все большее распространение получают синтетические средства (стимуляторы амфетаминового ряда, синтетические анальгетики и синтетические опиаты, синтетические каннабиноиды группы JWH).

В январе – сентябре 2011 года из незаконного оборота правоохранительными ведомствами изъято 533,6 килограмма синтетических наркотических средств (на 56,2 процента больше, чем в 2010-м), из них органами наркоконтроля – 358,7 килограмма (в 2,6 раза больше по сравнению с позапрошлым годом). Синтетика чаще всего продается в местах массового отдыха молодежи. Новые синтетические наркотики, маскируемые под товары народного потребления, несут неменьшую угрозу жизни и здоровью людей, чем тяжелый афганский героин.

Раньше это в основном были наркосодержащие курительные смеси, так называемые спайсы. После запрета их продажи появились новые образцы отравы, которые выдаются за косметические средства, корма для животных. Несмотря на предпринимаемые меры, ежегодно в незаконном обороте обнаруживается до 30 новых видов психоактивных веществ синтетического происхождения, ориентированных на сбыт в молодежной среде.

Маковая угроза

По данным ФСКН, только за десять месяцев 2011 года в России ликвидировано более шести тысяч наркопритонов, причем почти в каждом третьем из них потреблялся ацетилированный опий, который производится из подмешанной в кондитерский мак маковой соломы. Доступность и дешевизна мака привели к тому, что сейчас в некоторых регионах страны до 90 процентов опийных наркоманов изготавливают зелье именно из этого сырья, считают в ведомстве.

Члены Общественного совета при ФСКН сетуют на отсутствие в законодательстве РФ нормы, четко регламентирующей содержание примесей и наркотических веществ в семенах мака. Специалисты уже несколько лет предлагают запретить ввоз в Россию кондитерского мака до тех пор, пока не будет принят закон о его обороте.

Глава ФСКН Виктор Иванов считает, что возрождение культивации кондитерского мака приведет к снижению числа наркозависимых, употребляющих наркотики на основе маковой соломы. По его словам, на юге России наркозависимые активно употребляют ацетилированный опий. Южные регионы, отметил Иванов, просто поражены им.

Кстати, корни данной беды берут начало в 1986 году. Именно тогда у нас в стране запретили культивировать кондитерский мак и не разрешают это делать до сих пор. Вот почему свыше 20 тысяч тонн кондитерского мака ввозится в Россию из-за рубежа. Поставки немедленно были востребованы международной наркомафией, грузы стали засорять маковой соломой. И отрава потекла к нам мощным потоком.

По словам Виктора Иванова, маковая солома, содержащаяся в кондитерском маке, – не естественная примесь. То есть налицо злой умысел. Употребление же ацетилированного опия имеет тенденцию эпидемического роста. Он еще более грязный и коварный, чем героин. Если возобновить производство кондитерского мака в России, проконтролировать ситуацию было бы значительно проще.

С наркопритонами тесно связано распространение дезоморфина – наркотика, изготавливаемого кустарным способом посредством экстрагирования из кодеиносодержащих лекарственных препаратов, которые можно купить в любой аптеке. За девять месяцев 2011 года правоохранительные органы изъяли свыше 74 килограммов дезоморфиновой отравы, в том числе около 40 килограммов конфисковали наркополицейские. Это на 50 процентов больше по сравнению с тем же периодом 2010-го.

Будет ли шанс?

В ФСКН считают, что человеку, совершившему преступление небольшой тяжести, связанное с наркотиками или вызванное наркозависимостью, надо дать возможность в качестве альтернативы уголовному преследованию взять на себя добровольное обязательство пройти курс лечения с возложением ответственности и обеспечением контроля за исполнением принятого решения. Цель очевидна и она не в осуждении наркопотребителя, а в предоставлении ему права выбора между изоляцией от общества и необходимостью прохождения курса освобождения от наркозависимости. Как результат – возвращение в общество многих тысяч молодых людей и декриминализация молодежной среды. Это в идеале.

А что в реальности? «Ежегодно судами расследуется свыше 50 тысяч преступлений по грабежам, совершенным средь бела дня, когда выхватывают дамскую сумочку или мобильный телефон. Почти 100 процентов этих преступлений совершается молодыми наркопотребителями. У них жар в мозгу, им нужны срочно деньги на дозу. Этого можно избежать, если мы займемся целенаправленной работой, если мы организуем организационно-правовой механизм побуждения к прохождению курса освобождения от наркозависимости», – рассказал глава ФСКН.

Понятно, что для этого необходимо создать национальную систему реабилитации и ресоциализации наркозависимых, которая сможет обеспечить сочетание усилий государственных органов здравоохранения, осуществляющих лечение и медико-социальную реабилитацию, и общественных организаций, интенсивно занимающихся социальной реабилитацией наркозависимых.

Предпосылки к формированию общественно-государственного партнерства в борьбе с наркоманией уже имеются. Существует разветвленная сеть наркологических учреждений и около 400 негосударственных реабилитационных центров, где ежегодно оказывают помощь почти 20 тысячам молодых людей.

Причем в ФСКН утверждают, что речь ни в коем случае не идет о возврате к прежней системе, когда человека насильно принуждали отправляться в лечебно-трудовой профилакторий.

Между тем основные направления Государственной антинаркотической стратегии весной 2011 года сформулировал президент РФ Дмитрий Медведев. Они, в частности, предусматривают обязательное тестирование учащихся, введение уголовной ответственности за употребление наркотиков и разработку системы принудительного лечения. Несмотря на критику практикующих наркологов, в соответствующих ведомствах уже начата разработка необходимой законодательной базы для воплощения намеченных мер в жизнь.

***

Опубликовано в выпуске № 1 (418) за 11 января 2012 года

https://vpk-news.ru/articles/8533