Al Jazeera: Египетские копты: новая революция?
Межконфессиональные волнения в Египте расцениваются экспертами как самые опасные и кровопролитные за последние десятилетия. Счет убитых среди коптов и сил безопасности, сдерживающих натиск христианских бунтарей, идет на десятки. Сотни раненых.
«Плотное войсковое присутствие» вокруг президентского дворца, здания парламента, Национального музея, на площади Тахрир, куда постоянно стягиваются «революционеры» всех мастей чуть ли не в обнимку с анархистами и религиозными фанатиками. Комендантский час действует с двух часов ночи до семи утра по каирскому времени.
Новое прочтение революции «лотос» или продолжение ее иными средствами, невесело шутят обозреватели газет. Хотя и усматривают в этом существенную долю правды: расизм и дискриминацию по отношению к христианам не выдули с египетских улиц и площадей даже свежие ветры «арабской весны». Горят коптские молельные храмы, попирается право на свободу совести, мусульманская молодежь провоцирует насилие и столкновения.
Что могут изменить возмущенные диаспоры? В истории еще не было случая, чтобы титульная нация поддержала своих взбунтовавшихся соотечественников-иноверцев. Напротив, как это происходит сегодня в Стране Пирамид, «нацменов» бьют и теснят.
И все же почему в Египте? Возмущения коптов вспыхивают здесь с пугающей периодичностью. Сами они называют нынешние волнения «интифадой»? Протестные манифестации начались у здания радио и телевидение в центре Каира. Копты потребовали отставки губернатора провинции Асуан, где в районе компактного проживания коптов была разрушена христианская церковь. Протестующие взывали к властям принять, наконец, закон о религиозных отправлениях и культовых учреждениях и обеспечить их безопасность.
Революционный оплот – площадь Тахрир — заблаговременно оцепили полицейские и армейские подразделения. Однако массовая потасовка между мусульманской и коптской молодежью вспыхнула в другом бойком месте – на площади Абдель Монаама ар-Рияда в центре египетской столицы. Поножовщина, стеклянные бутылки от газировки, летящие тучами, как дротики, встречными траекториями, пылающие и перевернутые автомобили, вопли раненых. Такой яростью и ненавистью не были охвачены даже антирежимные акты гражданского неповиновения первых дней арабской интифады.
Спецслужбы и армейцы развели дерущихся, и они стоят вплотную друг против друга. «Аллаху Акбар»! — скандирует мусульманская толпа. «Кровью и жизнью послужим Кресту», возносится к звездам коптская клятва. Проезжающие машины с войсковыми подкреплениями и те, и другие встречают градом камней. Привыкли, без насилия жизни в Каире уже никто не мыслит. Наблюдатели отмечают, что вооруженные силы действуют более активно и жестко, чем в дни, когда им надлежало по Конституции защищать режим. «Убирайтесь в свои кварталы», несется из мусульманского стана. «Остановите безумцев, разрушающих наши храмы», ответствуют копты. В другом районе, на площади Талаат идет братание: мусульмане фотографируются в обнимку с коптами, прямыми потомками древних создателей пирамид и фараонов.
Угрюмые бородатые салафисты отмежевались от акций насилия и, возведя очи горе, клянутся, что искренне печалятся и сожалеют о пролитой крови в братоубийственной распре, которую спровоцировали, по их мнению, некие «националисты из внерегиональных сил».
В Каире едва удалось успокоить людей, как в Александрии десятки тысяч коптов собрались у здания знаменитой Библиотеки, выражая протест по поводу «агрессии против христианских церквей» на крайнем египетском юге, в Идфу, провинция Асуан.
Судя по реакции властей, дело приняло серьезный оборот. Побывавший в местах «разгула насилия» председатель правительства Египта Исам Шараф срочно созвал экстренное совещание, на котором признал, что расценивает происходящее не иначе как попытку «дестабилизации, развала государства и его растаскивания на вотчины». И призвал не поддаваться призывам к смуте.
Шарф уклонился от конкретных обвинений и не стал называть вещи своими именами, но западные журналисты усмотрели скрытый подтекст: «есть революция, обязательно должна быть и контрреволюция». А вот кто ее вершит, видимо, не известно высокому государственному лицу. Одно очевидно, пока в египетском обществе тлеет межэтническая и конфессиональная непримиримость и неприязнь, страна всегда будет пребывать на пороге «революционных возмущений», попросту – интифад, социальных неповиновений и той самой смуты, которую имел в виду господин Шараф.
Министр информации Усама Хейкал заявил по этому поводу то, что хотели от него услышать, отыскав в событиях некую «иностранную руку» и повторив излюбленный новыми египетскими политиками постулат о том, что «кое-кто пытается абортировать египетскую революцию».
Университет Аль-Азхар, один из старейших в мире, престижная мусульманская духовная академия, выразился сдержанно, призвав власти и всех граждан соблюдать закон без всяких исключений и ограничений. Но не преминул направить перст указующий на некие «деструктивные антиегипетские силы, окопавшиеся за рубежом».
От рабочего пригорода Каира Шубры вновь движутся колонны из десятков тысяч коптов. Демонстранты требуют разжалования и преданию суду губернатора Асуана, бригадного генерала Мустафу ас-Сейдиа и главу службы безопасности Ахмеда Дейфа Сакра, допустивших бесчинства расистов в деревушке Мазинаб в Верхнем Египте, где была разрушена и осквернена церковь. Шествия осеняют кресты и лик Иисуса. Протестующие сжигают портреты и чучела губернатора и его подручных. Копты клянутся с улиц не уходить, пока не получат гарантий соблюдения законности. Беспорядки нарастают.
Каждую пятницу на многотысячных сборищах на площади Тахрир ораторы зажигают толпу идеями, что «революция движется не туда», что ее «похитили и взяли в заложницы», что страна на пороге «второго социального взрыва». А не начать ли все с чистого листа, назойливо вопрошал в прошлую пятницу один из «ветеранов движения»…
Вот и накликали беду…
***
Источник — Голос России