Воинская служба – входной билет в приличное общество
Бедуины, друзы, черкесы и арабы выбирают ЦАХАЛ. Пока в этой гвардии не очень много бойцов, хотя военнослужащих-арабов можно встретить в различных частях ЦАХАЛа (Армии Обороны Израиля). Действующее сегодня израильское законодательство не предусматривает призыв на действительную службу арабских юношей, а тем более девушек. И религиозная принадлежность в данном случае совершенно ни при чем.
Ведь в ЦАХАЛе служат бедуины и черкесы, также исповедующие ислам. Что же касается друзов, особой ближневосточной общины, в верованиях которой соединились элементы ислама, иудаизма и христианства, то немало их представителей носят в ЦАХАЛе генеральские погоны. Родной язык бедуинов и друзов арабский, поэтому они обычно служат в разведывательных подразделениях.
Показательно, что за последние два года количество бедуинов, решивших призваться в ряды израильской армии, увеличилось на 43%. Растет и процент израильских арабов-мусульман, решивших стать в ряды защитников еврейского государства. Что же касается арабских девушек, обладающих израильским гражданством, то на 23% увеличились их обращения в «Шерут леуми» («Национальную службу»). Эта служба в определенном смысле альтернатива воинской срочной, и обычно ее проходят ортодоксальные юные еврейки, подлежащие призыву.
Теперь же среди «шерутниц» немало и мусульманок, которые присоединяются к этой службе совершенно добровольно. Майор ЦАХАЛа Юсуф Ахмеди, психолог по специальности, объясняет статистический скачок в желании арабской израильской молодежи служить в ЦАХАЛе или пройти альтернативную службу прежде всего ее стремлением стать полноправной частью общества и пользоваться всеми привилегиями демобилизованных израильских воинов. «Конечно, определенной части местной арабской молодежи, – считает Юсуф Ахмеди, – надоела не прекращающаяся десятилетиями антиизраильская возня их старших израильских соплеменников, которые тем не менее пользуются почти всеми благами еврейского государства». Продолжая свою мысль, майор Ахмеди говорит, что нынешняя просвещенная молодежная арабская среда просто не желает оставлять своему поколению это злополучное «почти».
Если среди израильских друзов, черкесов и бедуинов немало генералов и высших офицеров, то среди арабов-мусульман пока никто не дослужился до генеральского звания. Не исключено, что первым станет Хишам Абу-Вари. На сегодняшний день он первый офицер ЦАХАЛа среди арабов-мусульман, дослужившийся до звания майора. Понятно, что воинскую службу Хишам выбрал добровольно. Объясняя свой поступок, он заявил: «Каждый гражданин обязан служить своей стране».
Сегодня Хишаму Абу-Вари 28 лет. Его отец Халед – строительный подрядчик по профессии, а мать Хания – домохозяйка. У них 14 детей. Несмотря на относительный достаток семьи, который давала профессия отца, Хишаму уже в 10 лет пришлось присматривать за скотиной. Он неплохо учился в школе, но после ее окончания два года собирал черепичные крыши. Важно заметить, что все братья и сестры Хишама окончили университеты или колледжи, а один из братьев недавно завершил получение медицинского образования в России.
Хишам же вначале закончил педагогический факультет одного из израильских университетов и более года проработал учителем. Ему было уже 23 года, когда его родной брат Дорид первым в семье стал солдатом ЦАХАЛа.
«Дорид был образцом для меня, – позже вспоминал Хишам. – На него не действовали предрассудки, он искренне любил Израиль и ненавидел террористов, прикрывавшихся знаменем ислама». Солдат ЦАХАЛа Дорид Абу-Вари скончался, получив тяжелое ранение в ходе проведения одной из операций против палестинских боевиков.
После смерти Дорида Хишам посчитал себя обязанным заменить брата, встав в ряды ЦАХАЛа. Его поступок оценили и в семье. Особенную поддержку он ощутил со стороны дяди, офицера израильской полиции. К сожалению, далеко не все односельчане и друзья разделяют убеждения Хишама. Стоило ему надеть форму ЦАХАЛа, как его невеста разорвала с ним отношения. Конечно, сказалось влияние семьи невесты, не скрывавшей своего враждебного отношения к еврейскому государству. Да и многие старые друзья, проживающие в арабских селениях и кварталах израильских городов, опасаясь экстремистских выходок со стороны своих соплеменников, на всякий случай прекратили отношения с Хишамом.
«К сожалению, на арабский сектор оказывают значительное влияние экстремистские и радикальные организации, – объясняет неприятие его поступка большинством земляков майор ЦАХАЛа Хишам Абу-Вари. – Многие арабские подростки вместо того, чтобы учиться или работать, сбиваются в банды, для которых основным развлечением стали закидывание израильских машин камнями. Неудивительно, что стоит этим ребятам немного подрасти, как многие их них с готовностью пополнят ряды террористов-смертников».
И тем не менее Хишам не одинок. Сегодня сотни арабов служат в ЦАХАЛе. Правда, у большинства из них искать сионистские мотивы вряд ли следует. В данном случае причина сугубо прагматичная, она упоминалась выше: армия – это входной билет в израильское общество. Отслуживший в ЦАХАЛе получает возможность продолжить обучение за счет армии или попробовать себя на ниве предпринимательства. Воин, демобилизованный из израильской армии, имеет право на особые скидки и финансовую помощь при покупке жилья. Разумеется, у него есть возможности получить престижную работу на государственных предприятиях. Опять же ни вероисповедание, ни принадлежность к какой-либо национальной или этнической общине значения не имеют. Сегодня только на офицерских курсах ЦАХАЛа учатся сотни мусульман, и среди них немало арабов.
И хотя, по словам Абу-Вари, потенциал для призыва в арабском секторе достаточно велик, многие арабы-военнослужащие перед въездом в свою деревню или городской квартал снимают форму ЦАХАЛа.
С Хишамом Абу-Вари не соглашается Мухамед Салахи, его соплеменник, который только заканчивает офицерские курсы ЦАХАЛа. Мухамед убежден, что все граждане Израиля обязаны защищать свое государство и «пусть будет стыдно тем, кто, прикрываясь принадлежностью к той или иной религиозной конфессии, от этой обязанности уклоняется». Мухамед с гордостью носит форму ЦАХАЛа и не опасается косых взглядов некоторых односельчан.
Интересна точка зрения на арабов-мусульман, военнослужащих ЦАХАЛа, бывшего советника Арафата, палестинского обозревателя Ахмеда Бакаи. По его мнению, кровавое противостояние умеренного ФАТХа и экстремистского ХАМАСа, двух палестинских организаций, привело к резкому падению авторитета обеих. Определенная часть арабской молодежи, израильских граждан, в поиске стабильного ориентира выбрала ЦАХАЛ, которая дает возможность обеспечить профессиональное и материальное становление молодого человека.
В беседе с корреспондентом «НВО» Мухамед Салахи, напомнив мне арабскую пословицу «Одна рука в ладоши не хлопает» (соответствует русской пословице «Один в поле не воин»), заметил: «Сегодня «арабская гвардия» израильской армии стала реальностью». В данном случае Мухамед Салахи прав. Но будет ли эта «гвардия» расти – покажет время.
***
Источник — https://nvo.ng.ru/forces/2011-09-16/11_tsahal.html