Главная

Ирак всерьез занимается модернизацией газового сектора

Рубрика: Ирак
30.11.2011

За последние годы тема иракских углеводородов обросла мифами, которые охотно тиражируются аналитиками многих изданий с претензией на правду, а прогнозы, высказанные на основе этих несуществующих фактов, справедливо оказываются не более чем «холостыми выстрелами». Каковы же реалии и перспективы? Достоверный ответ можно получить из данного исследования, являющегося, по сути, продолжением «иракского досье», которое автор ведет на страницах «НГ-энергии».

Свой–чужой

Сразу отмечу, что добыть актуальный фактологический и объективный аналитический материал касательно обозначенной в статье проблемы весьма непросто. Связано это с тем, что в основном исследованием иракского ТЭК занимаются западные специалисты, которые зачастую являются «рупором» собственных властей, стремящихся под прикрытием экономических интересов реализовать в Ираке весьма амбициозные геополитические цели. Что касается арабских экспертов, то они крайне настороженно относятся к различным исследовательским инициативам со стороны иностранцев в отношении собственных недр, поскольку это «табу».

Нынешними «друзьями» Ирака стали западные и азиатские игроки, которые день ото дня все плотнее опутывают экономику некогда антагонистически настроенного государства, предлагая ему различные технологические ноу-хау. К примеру, летом этого года англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», японская компания «Митсубиши» и иракское правительство парафировали финальный проект соглашения о реализации проекта по утилизации попутного нефтяного газа на трех основных южных месторождениях страны, находящихся в провинции Басра (Румейла, Западная Курна-1, Зубайр).

Согласно названному документу, стороны создадут совместное предприятие (СП) под названием «Басра Газ Компани» для производства 2 млрд. куб. ф. газа в сутки. Акционерные доли будут распределены следующим образом: иракской стороне достанется 51%, англо-голландской компании – 44%, японской фирме – 5%. Общая сумма сделки составит около 17,2 млрд. долл., из которой 12,8 млрд. долл. пойдет на восстановление или строительство соответствующей инфраструктуры, а 4,4 млрд. долл. – на сооружение мощностей для сжижения природного газа, которые в перспективе должны быть построены концерном «Роял Датч Шелл» и компанией «Митсубиши».

Соглашение передано Министерством нефти Ирака в парламент страны для последующего утверждения с пояснением, что иракской стороне следует внести 5,2 млрд. долл., а зарубежным контрагентам – 7 млрд. долл. Остальные вложения будут производиться на основе вырученных от деятельности СП финансовых ресурсов. Причем «Роял Датч Шелл» и «Митсубиши» предлагают Багдаду дополнительный кредит в размере 1 млрд. долл.

Стоит заметить, что Ирак располагает десятыми в мире запасами природного газа, однако из-за нехватки инфраструктуры и отсутствия механизма газового экспорта он вынужден ежедневно терять порядка 1 млрд. куб. ф. голубого топлива от общей добычи, составляющей 1,5 млрд. куб. ф. в сутки. В этой связи реализация указанного выше трехстороннего проекта способна более чем вдвое увеличить газодобычу в государстве. Планируется, что СП будет не только поставлять газ в качестве топлива для иракских электростанций, но и осуществлять экспорт оставшихся объемов, которые не будут задействованы на внутреннем рынке. Для этого иностранные участники сделки намереваются построить терминал по производству сжиженного природного газа (СПГ) с проектной мощностью 600 млн. куб. ф. в сутки.

Мягко стелет, да жестко спать

Однако не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Основным острым углом является механизм доведения сырья до потребителей, поскольку СП будет продавать добытый газ государственной компании Ирака («Южная газовая компания») по международным стандартам, где ценообразование на газ зависит от стоимости нефтяной корзины. В свою очередь, иракская фирма будет поставлять топливо местным электростанциям и другим промышленным объектам по иной цене, что крайне невыгодно «Южной газовой компании», которая будет вынуждена терять денежные средства с повышением мировых цен на голубое топливо в результате постепенного «выздоровления» мировой экономики.

Таким образом, несмотря на то что трехсторонняя сделка является частью государственной программы Ирака по увеличению производства электроэнергии, а также отправной точкой в производстве СПГ, ее одобрение парламентом Ирака в том виде, который ему был предложен, может столкнуться с рядом препятствий.

Прежде всего это отсутствие федерального законодательства, регламентирующего деятельность иностранных компаний в ТЭК государства. Кроме того, некоторые иракские чиновники, а также многие иностранные компании, стремящиеся «покорить» Ирак, настаивают на том, что «Роял Датч Шелл» и «Митсубиши» следует пройти открытую тендерную процедуру.

Примечательно, что в последнее время ситуация на иракском энергетическом поле довольно часто меняется. Поэтому следует быть осторожным при высказывании каких-либо однозначных прогнозов относительно дальнейшего развития обстановки. Так, в мае 2011 года компания «Казмунайгаз» вышла из проекта разработки месторождения Аккас, формально сославшись на некоторые проблемы, не позволившие выработать согласованный документ, в полной мере отвечающий интересам всех сторон. Однако автору стало известно из достоверных источников, что казахская фирма не смогла наладить конструктивный диалог с местными племенами на предмет экспорта природного газа с территории провинции Анбар (именно там расположено месторождение) в соседнюю Сирию. Процентная доля «Казмунайгаза» в сделке по предложению иракской стороны досталась компании KOGAS, которая теперь владеет 75% в проекте, 25%, как и в других нефтегазовых сделках между Ираком и иностранными фирмами, сосредоточено у Багдада.

Проявить смекалку

Возвращаясь к парафированному соглашению, заметим, что планируемые показатели уж очень высоки, поскольку нынешнее положение Ирака, порождающее многочисленные риски для зарубежных инвесторов, не позволяет серьезно рассчитывать за полную реализацию данного документа. Проводя параллель, стоит напомнить, что в начале 2011 года Багдад намеревался к 2017 году довести производство черного золота до 12 млн. баррелей в сутки за счет деятельности иностранных компаний, победивших на нефтяных торгах 2009 года. Однако, согласно июньскому заявлению министра нефти Ирака Абделькарима Аль-Луэйби, иракские власти «поумерили аппетиты» и, трезво оценив реальные возможности нефтяной инфраструктуры страны, остановились на 8 млн. баррелей в сутки к 2024–2025 годам.

Стремясь увеличить добычу углеводородов, Багдад официально пригласил международные энергетические компании участвовать в очередном раунде лицензирования иракских недр, который, как ожидается, пройдет в начале 2012 года.

Потенциальные российские участники

На четвертый по счету аукцион будут выставлены 12 участков, из которых 7 – газовые, а 5 – нефтяные. По заявлению иракской стороны, приглашения на грядущее мероприятие были направлены в адрес более 40 энергетических компаний, включая российские «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «ТНК-BP», «Башнефть» и «Роснефть».

Тем не менее к настоящему моменту ни одна из названных фирм официально не изъявила желания поучаствовать в борьбе за право вести профессиональную деятельность на иракской территории. Представители компаний и ряд экспертов объясняют это тем, что Багдад не разглашает данные о предлагаемых участках и условия их разработки.

Справедливости ради заметим, что это не совсем отвечает действительности, поскольку весной иракское Министерство нефти обнародовало список выставляемых на торги участков с детальными характеристиками месторасположения и площади. Согласно этим данным, газовые участки расположены в основном в западной и центральной частях государства, а их площадь варьируется от 6 до 9 тыс. кв. км. Суммарный объем запасов оценивается в 29 трлн. куб. ф. природного газа.

Что касается условий разработки, то, как нам представляется, они во многом будут схожи с теми, что были предложены иностранным фирмам в ходе уже состоявшихся торгов. Тогда Багдад заключил сервисные контракты, предполагающие лишь выполнение зарубежными партнерами определенных услуг, за которые они получают компенсацию понесенных затрат и заранее определенную денежную плату за добытое сверх нормы топливо.

В этой связи не исключено, что публичная пассивность российских компаний и заявления некоторых из них относительно незаинтересованности в новом иракском тендере вполне могут базироваться на желании самим «поторговаться» с Багдадом и вынудить последнего пойти на уступки, пересмотрев условия будущих договором, с тем чтобы иностранные компании могли рассчитывать не только на плату, но и на часть добытых углеводородов.

Надо сказать, что «дочки» двух российских компаний, попавших в список потенциальных участников торгов 2012 года, уже имеют опыт работы в Ираке. Речь идет о «ЛУКОЙЛе Оверсиз» и «Газпром нефти», которые на свой страх и риск осваивают иракские недра, инвестируя весьма внушительные финансовые ресурсы. Это обстоятельство заставит компании воздержаться от участия в новом аукционе, поскольку гнаться за двумя зайцами уж очень накладно.

Российский газовый монополист вряд ли захочет повторять участь своей дочерней компании и вслед за ней наступать на жесткие грабли сервисных контрактов и скорее всего не станет участвовать в иракском тендере, направив усилия на сотрудничество с арабским Государством Катар, в котором «Газпром» не так давно открыл свое представительство.

Компании «ТНК-BP» так и не удалось попытать счастье на иракских торгах 2010 года по причине того, что она не успела в срок завершить оценку выставленного участка, хотя уже подписала с местной компанией соглашение о создании совместного предприятия для изучения потенциальных проектов по приобретению, управлению и разработке нефтегазовых месторождений на территории Ирака. Следует ожидать, что на этот раз «ТНК-BP» учтет прежние недоработки и не упустит возможности стать полноправным игроком на иракском энергетическом поле.

«Роснефть» и «Башнефть» пока остаются «темными лошадками», поскольку ранее ни одна из фирм официально не заявляла намерения расширить географию своей деятельности за счет иракских проектов. Тем не менее первая вполне может принять участие в тендере, поскольку обращалась к автору с просьбой провести комплексный анализ различных рисков, которые могут ожидать зарубежные компании на пути к иракским недрам.

Предупрежден – значит, вооружен

Необходимо учитывать крайне напряженную обстановку как на территории страны, так и в ее государственных учреждениях, в которых происходят массовые увольнения. Летом этого года иракский парламент проголосовал за предложение премьер-министра Нури аль-Малики о сокращении числа министров. В результате из предложенных главой правительства 15 кандидатур было сокращено 12.

Следует также всерьез обратить внимание на клановый характер иракского общества, который проявляется и в вопросах зарубежного инвестирования. Ярким доказательством служит «дело «Казмунайгаза», о котором речь шла выше. В этой связи необходимо налаживать конструктивный диалог не только с центральной властью, но и с местными кланами, зачастую контролирующими деятельность, которую ведут иностранные компании на их территории.

Кроме того, большие сложности представляет тот факт, что иракцы, как и многие представители других арабских народов, являются неуступчивыми переговорщиками, особенно в вопросах углеводородного сырья и механизма ценообразования на него. С учетом этого прогнозы некоторых экспертов относительно «мягких условий тендеров» в качестве компенсации за высокие политические риски авантюрны и оторваны от реалий ведения иракской нефтегазовой политики.

По мнению ряда иракских специалистов, наиболее эффективным путем для достижения стабильности на мировых энергетических рынках является применение механизма привязки цен на газ к стоимости нефти. Другими словами, если между странами – экспортерами газа будет достигнута договоренность о соответствующем механизме ценообразования, то газовый рынок станет открытым для всех, поскольку отпадет необходимость делать выбор направления экспорта газа в зависимости от предлагаемой цены импортера.

По нашему мнению, в перспективе, став полноценным экспортером природного газа, Ирак будет продавать топливо всем потребителям по максимально высокой цене, мотивируя данную ценовую политику сугубо экономическими интересами.

Необходимо понимать, что иракским властям во что бы то ни стало нужна зарубежная помощь, дабы вытащить собственную экономику из затяжного кризиса. Скорее всего Ирак выстроит грамотную стратегию, результатом которой станет получение прибыли прежде всего местной стороной, а иностранные партнеры будут лишь подсчитывать убытки и упущенную выгоду.

В добавление к этому некоторые исследователи считают, что англо-американская доминанта в иракской экономике будет активно препятствовать прежде всего российскому закреплению в иракском ТЭК из соображений давнего политико-экономического соперничества двух держав на багдадском треке. Однако на этот раз в российской колоде появился козырь, которого не хватало со времени падения режима Саддама Хусейна. В мае министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетив с рабочим визитом Ирак, обсудил перспективы экономического сотрудничества с ведущими иракскими политиками, а также передал послание президента Дмитрия Медведева премьер-министру страны. Тем не менее не стоит считать результаты данной поездки гарантом «светлого будущего», которое теперь ждет российский нефтегазовый бизнес, так как в западной колоде подобных козырей куда больше.

Наивно полагать, что после смены режима, экономического упадка и в результате нынешней неразберихи внутри государства иракские залежи природного газа станут легкой добычей. Это означает, что за получение доступа к иракскому голубому топливу зарубежным компаниям придется приложить максимальные усилия, дабы у местных властей не было ни малейших сомнений в серьезности инвестора щедро вкладывать денежные ресурсы в развитие месторождений и производственных мощностей.

Будущее за жидким газом

Намерение Ирака экспортировать СПГ подтверждает тезис о стремлении Багдада максимально закрепиться на различных газовых рынках, а также о желании пополнить государственную казну постоянно растущими доходами от экспорта этого вида сырья.

По нашему мнению, глобальная газовая модель будет ориентирована на поставки именно СПГ, а трубопроводный газ отойдет на второй план, поскольку в средней и долгосрочной перспективе нельзя исключать появления негативных «зигзагов» на региональных газовых рынках, связанных с вопросом стоимости сырья.

Видимым преимуществом СПГ является то, что его можно поставить в ту часть земного шара, куда накладно (а порой и технологически невозможно) тянуть трубу. Менее очевидным плюсом стоит назвать способность осуществлять краткосрочные разовые поставки по конкретно согласованной цене, которая может легко варьироваться в зависимости от текущего спроса, тогда как по газопроводу сырье, как правило, экспортируется в соответствии с долгосрочными контрактами и по фиксированной стоимости.

В будущем валюта, полученная от экспорта СПГ, позволит Ираку осуществлять надежное собственное финансирование крупномасштабных проектов по созданию нефтегазовой инфраструктуры и других промышленных объектов на своей территории. Речь идет о строительстве электростанций, заводов по опреснению воды, нефтеперерабатывающих мощностей.

Пока же Багдад вынужден активно прибегать к помощи канадских, китайских и итальянских специалистов. В июле 2011 года с одной из канадских фирм был подписан контракт стоимостью 1,66 млрд. долл. на строительство 10 электростанций в провинциях Анбар и Салах-эд-Динн. Пекин согласился сотрудничать с Ираком по вопросам развития нефтегазовой инфраструктуры, а также модернизации электроэнергетики. Итальянский консорциум во главе с компанией «Сайпем» подписал соглашение с Министерством нефти Ирака о строительстве НПЗ.

Возможно, в будущем, после запуска первого СПГ-танкера со своей территории, Ирак начнет осваивать новые технологии переработки газа. Перспективным представляется технология GTL – «газ – в жидкость», благодаря которой с помощью катализаторов, а не в результате охлаждения газ преобразуется в жидкость. Справедливости ради стоит отметить недостатки данного ноу-хау: чрезмерную дороговизну, необходимость иметь огромные площади и гарантированное снабжение крупными объемами газа в течение длительного периода времени. Однако следует полагать, что к тому времени Ирак уже окрепнет и попутный ветер в паруса танкеров с СПГ будет активно увеличивать его государственный бюджет.

Суммируя сказанное

В результате проведенного анализа можно прийти к следующим выводам.

Первое. Иракская газовая промышленность все еще находится в стадии становления, которая, несмотря на громкие заявления местных властей, затянется надолго. Причина кроется в том, что на сегодняшний день имеющиеся в арсенале собственные скудные технологические возможности, а также ограниченные финансовые ресурсы не позволяют реализовать обширные планы. Что касается иностранных инвестиций, то их объем ограничен, поскольку инвестиционный климат Багдада не вполне привлекателен для крупных и долгосрочных капиталовложений извне.

Второе. В ближайшем будущем стоит ожидать возрастания интереса зарубежных энергетических компаний к иракским недрам, поскольку в следующем году Багдад намеревается провести очередной международный аукцион, на который будут выставлены перспективные нефтегазовые участки. По всей видимости, участники будут надеяться на более благоприятные условия, нежели были предоставлены победителям трех прошедших торгов. Иракское правительство, со своей стороны, постарается учесть предыдущие недоработки и промахи и попытается всеми путями «заманить» отчаянных смельчаков в запутанные сети собственной нефтяной политики с холодным расчетом максимально извлечь дивиденды. Не исключен вариант российского участия в новых торгах.

Третье. Продвижению газового сектора Ирака будет способствовать его сотрудничество с региональными «соседями», поскольку эти страны также стремятся использовать Багдад для развития своей газовой промышленности. В данном случае речь идет о газопроводах, которые могут пройти через иракскую территорию. Однако здесь следует учитывать то, что в результате недавних арабских революций нестабильная внутриполитическая ситуация и возросшая на этой почве активность различных террористических групп во многих государствах Ближнего Востока могут существенно осложнить реализацию не только планируемых в перспективе, но и уже начатых проектов. В частности, под вопросом окончание строительства газопровода «Исламская магистраль», по которому планируется транзит иранского природного газа через Ирак и Сирию в Ливан, восточные районы Средиземноморья и в Европу.

***

Источник — https://www.ng.ru/energy/2011-09-13/15_orientation.html