Главная

На охоту за израильскими «Дельфинами»

30.11.2011

Командующий ВМС Ирана адмирал Хабиболла Сайяри сообщил, что Тегеран направляет на патрулирование в Красное море подводную лодку (ПЛ российского проекта 877ЭКМ «Варшавянка», по классификации НАТО «Кило») и фрегат. Это заявление вроде бы не являлось особой новостью — корабли и субмарины Исламской Республики уже не раз уходили в дальнее плавание, и новый поход в указанный район Мирового океана, о котором проинформировал флотоводец, стал уже 15-м по счету. Однако при более детальном изучении вопроса оказалось, что все не так просто.

Все дальше и дальше

Но прежде всего про 15-й поход и про некоторые предшествовавшие ему аналогичные акции иранских ВМС.

По словам Сайяри, оперативная группа, достигнув Красного моря, помимо выполнения там основной миссии — патрулирования, продемонстрирует боевую мощь и возможности ИРИ. Кроме того, перед экипажами подлодки и фрегата поставлена задача вести борьбу с пиратством в примыкающем к Красному морю Аденском заливе, где активно действуют сомалийские флибустьеры.

Этот рейд в воды, омывающие побережье Африки и Аравийского полуострова, не первый для подводников Исламской Республики в 2011 году. В мае-июне иранская субмарина «Йонос» (опять-таки проекта 877ЭКМ) впервые в истории ВМС ИРИ совершила беспрецедентное по продолжительности и дальности плавание, в течение которого пересекла северо-западную часть Индийского океана, Аденский залив и вошла в Красное море. Объявленной целью похода был сбор информации (читай — разведка).

По возвращении лодки в базу руководитель Ирана и Верховный главнокомандующий вооруженными силами ИРИ аятолла Али Хаменеи на торжественной церемонии встречи моряков в Бендер-Аббасе также заявил о необходимости наращивания присутствия Исламской Республики в международных водах.

В июле адмирал Сайяри рассказал иранской газете «Кейхан», что командование иранских военно-морских сил ожидает лишь «отмашки» руководства страны для того, чтобы послать свои боевые корабли еще дальше. «Присутствие в Средиземном море, Индийском океане и международных водах стоит в планах ВМС Ирана, — поведал изданию командующий. — В случае окончательного решения корабли будут направлены в Атлантику». Он преминул сообщить, что боевые единицы, которые планируется задействовать в этих походах, оснащены крылатыми ракетами класса «поверхность-поверхность» с дальностью стрельбы 200 километров. Комментируя высказывание адмирала, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Анатолий Егорин заметил, что на первый взгляд возможный выход кораблей ВМС Ирана в Атлантику в военном отношении не имеет какого-либо смысла. «Это чисто политический жест, — полагает российский востоковед. — Похоже, иранцы решили повторить опыт ВМФ СССР, который отправляя в дальний поход несколько боевых кораблей, из-за практически полного отсутствия баз и пунктов базирования в других странах был вынужден посылать вместе с ними десятки судов снабжения. Подобные миссии были очень затратными».

Он напомнил, что в боевом составе ВМС Ирана — несколько фрегатов и эсминцев старой постройки, а также три подводные лодки типа «Кило», поставленные Ирану Россией в 90-х годах прошлого столетия. «Хорошо, если на пути в Атлантику иранские корабли вновь пропустят через Суэцкий канал. Если нет — им придется идти вокруг Африки. Тогда путь туда и обратно займет больше времени, чем, собственно, нахождение в Атлантике, — считает Егорин. — Для увеличения продолжительности нахождения в этой зоне иранским кораблям пришлось бы либо заходить в порты дружественных стран (а таких практически нет в этой зоне), либо брать с собой суда снабжения. В последнем случае резко снижается маневренность группы боевых кораблей».

И еще одно напоминание, подтверждающее слова Егорина. В феврале 2011-го фрегат ВМС ИРИ «Алванд» и судно снабжения «Харк» впервые после исламской революции 1979 года проследовали через Суэцкий канал и вышли в Средиземное море, после чего побывали в  Сирии с дружеским визитом. Израиль тут же назвал этот поход провокацией. Он и позднее резко реагировал на подобные действия иранских ВМС и не только на словах.

Пока трое на трое

Так, Тель-Авив не замедлил с ответом на недавнее заявление Хабиболлы Сайяри, упоминавшееся выше: израильтяне немедленно перебросили в акваторию Красного моря два ракетных катера. Правда, как утверждал источник в военном ведомстве еврейского государства, данное мероприятие является плановым и никак не связано с выступлением иранского адмирала. Справка «ВПК»

Подводные лодки проекта 877ЭКМ российского производства имеют полное водоизмещение 3040 тонн. Предельная глубина погружения — 350 метров, автономность — 45 суток, экипаж — 57 человек. Вооружение — шесть 533-мм торпедных аппаратов, боезапас — 18 торпед или 24 мины.

Подводные лодки типа «Дельфин» германского производства имеют полное водоизмещение 1900 тонн. Предельная глубина погружения — свыше 300 метров, экипаж — 35 человек (плюс возможность разместить 10 боевых пловцов). Вооружение — шесть 533-мм торпедных аппаратов, четыре 650-мм торпедных аппарата (последние могут использоваться для запуска крылатых ракет и для выхода боевых пловцов).

Оставим это утверждение на совести представителя Минобороны Израиля. И все же почему на Земле обетованной так внимательно следят за походами кораблей и подводных лодок Исламской Республики в Красное море?

В настоящее время в боевом составе израильских ВМС имеется три субмарины типа «Дельфин», построенные в Германии. Они, по некоторым неподтвержденным официально данным, являются составной частью ядерного потенциала страны: находящиеся на их вооружении крылатые ракеты с дальностью полета 1,5 тысячи километров способны нести как обычные, так и ядерные боевые части. Согласно опубликованной в прессе информации график боевой службы ПЛ такой: одна лодка постоянно находится в Средиземном море, другая — в зоне Персидского залива, третья — на ремонте и обслуживании в базе.

Постоянное присутствие одной субмарины поблизости от иранского берега, по замыслам израильских штабистов, должно гарантировать нанесение ответного удара по Исламской Республике, если заклятые «друзья» Тель-Авива (Тегеран, Дамаск, ливанское движение «Хесболла» и палестинское «ХАМАС») смогут нанести значительный ущерб другим компонентам потенциала ядерного сдерживания еврейского государства. В угрожаемый период (то есть перед началом войны) все подлодки по идее должны рвануть в Персидский залив, чтобы иметь возможность держать под прицелом территорию Ирана.

Израильские подлодки «Дельфин», «Текума» и «Левиатан» уже давно освоили зону Персидского залива. Однако если раньше они ходили туда вокруг Африки, то в последнее время их маршрут пролегал через Суэцкий канал и Красное море. Не здесь ли кроется секрет повышенного внимания к нему иранских ВМС` Ведь проще поиграть в охотников и дичь подальше от побережья ИРИ да и Красное море из-за своих географических особенностей и прежде всего узости — не самое плохое место для перехвата «Дельфинов» (хотя, конечно, охотники и дичь по законам жанра могут в любой момент поменяться местами).

«Если это так, — рассуждает Анатолий Егорин, — тогда становится понятным и стремление ВМС Ирана выйти в Атлантику. Ведь если новые египетские власти перестанут пускать израильские подводные лодки через Суэцкий канал, им вновь придется вспомнить путь вокруг Африки, а значит, и иранцам будет выгоднее перехватывать их где-нибудь в Атлантике». Например, добавлю от себя, при подходе к мысу Доброй Надежды.

Сейчас между израильскими «Дельфинами» и иранскими «Кило» сложился паритет — три против трех. Однако ВМС Израиля уже заказали дополнительно еще две однотипные субмарины и подумывают о шестой. По законам жанра, на этот очевидный вызов должен ответить и Иран. В этом случае уместен вопрос: кто согласится строить подлодки для Тегерана в условиях, когда против него действуют международные санкции? Как представляется, Россия вряд ли.

Париж предупреждает

Остается только понять, насколько реальна перспектива превращения Красного моря в заповедное место охоты субмарин Израиля и Ирана друг на друга? На фоне сообщений о перемещениях кораблей и подводных лодок Исламской Республики и еврейского государства в водах, омывающих курорты, столь полюбившиеся нашим туристам, с многозначительным заявлением выступил президент Франции Николя Саркози. Он предупредил Тегеран о возможности «превентивной атаки» ядерных объектов ИРИ, если он не прекратит реализацию своей ядерной программы.

«Иранские военные, ядерные и ракетные амбиции представляют собой растущую угрозу, которая может спровоцировать превентивную атаку против иранских ядерных объектов. В этом случае разразится кризис, которого Франция хотела бы избежать любой ценой», — отметил президент. При этом он не назвал страну, которая может прибегнуть к такому варианту решения иранской ядерной проблемы, но ее название очевидно. Зато Саркози высказался за ужесточение действующих санкций против Ирана, и это звучит многообещающе, памятуя о том, какую роль глава Пятой республики сыграл в организации все еще продолжающейся военной операции НАТО в Ливии.