Турецкий марш звучит всё громче. Анкара грозит войной Кипру?
Активизация Турции на Ближнем Востоке, её попытка сколотить политический капитал на палестинском урегулировании — этого, казалось бы, достаточно для того, чтобы решить те внешнеполитические задачи, которые поставил перед собой Реджеп Эрдоган после победы на выборах. То ли аппетит приходит во время еды, то ли воинственным потомкам Мехмета Завоевателя стало обидно, что их маневры и демарши остаются незамеченными Евросоюзом и США, — но турки начали беспрецедентную кампанию демонстрации силы.
Пока игра продолжалась на поле израильско-турецких отношений, это было объяснимо всё той же целью Турции стать единственным посредником между исламским миром и Западом. Сначала Эрдоган выразил неудовольствие по поводу доклада ООН, резюмировавшего расследование инцидента с «Флотилией Свободы», затем потребовал извинений от Израиля, не удовлетворившись сожалениями с его стороны и готовностью выплатить компенсации пострадавшим, что вполне вписывается в сценарий достижения заветной цели. Но затем даже высылка израильского посла показалась ему недостаточной. И тогда Турция решила бросить вызов Европейскому Союзу, не желающему видеть её в своём составе.
Кипр — мягкое подбрюшье Европы?
20 июля турецкий премьер посетил непризнанную Республику Северного Кипра, где сделал беспрецедентное заявление. Реджеп Эрдоган сказал ни больше, ни меньше следующее:
«Турция полностью заморозит отношения с Европейским Союзом, если Кипр примет на себя председательство в ЕС раньше, чем будет достигнуто соглашение об объединении острова, разделенного по этническому принципу. Все должны знать, что существующие возможности принятия решения по Кипру не вечны. Несмотря на все проявления несправедливости, турецкий Северный Кипр работает над достижением мира и поиском решения. Но его терпение на исходе».
Вот так. Кстати, поводом для визита турецкого лидера на Кипр послужила
В этой истории, самой по себе удивительной, есть два еще более удивительных обстоятельства.
Первое — это время выдвижения ультиматума ЕС. Кипр должен стать страной-председателем только через год. Зачем за год предупреждать Евросоюз о своем абсурдном намерении «заморозить отношения» с ним? Тем более что в этих отношениях заинтересована, собственно, Турция, а не объединенная Европа.
И второе — это реакция Евросоюза на ультиматум. Понятно, что сегодня Европе не до турок: экономический кризис поставил под вопрос само существование Союза, прокатившиеся по Европе и всё еще продолжающиеся массовые протесты тоже не способствуют проведению взвешенной долгосрочной политики. А если к этому добавить и раздражающее европейскую общественность участие европейских армий в афганской, иракской и ливийской войнах, становится понятной напористость Турции, угрожающей добавить к этому внушительному списку европейских проблем еще одну.
Однако, несмотря на эти причины, реакция ЕС всё же равно выглядит неадекватно слабой. Представитель комитета Европарламента по Турции Ричард Ховитт мягко предупредил, что подобные угрозы могут иметь негативные последствия для Анкары: «В условиях, когда есть угроза, что стороны прекратят общение друг с другом, от таких заявлений мало пользы. Слишком много людей в Европе увидят в этом некие возможности для себя, а не угрозу. Я не хочу помогать оппонентам Турции, которые только порадуются тому, что Турция сама вышла из переговоров, и постараются воспользоваться этой возможностью, чтобы отложить их или вовсе прекратить».
Страшно подумать, какова была бы реакция ЕС, если бы подобные сигналы, пришли, к примеру, из России. Однако в турецком случае еврочиновники решили продемонстрировать чудеса дипломатической мягкости и такта.
Газовый раздражитель
Но и этого наследникам османского величия этого показалось недостаточно. 3 сентября турецкий министр по делам ЕС Эгемен Багыш сделал официальное заявление, в котором угрожает Кипру применением военной силы, если правительство Республики Кипр начнет разведочные работы у берегов островного государства по изучению запасов природного газа. Турция таким образом пытается запретить Республике Кипр начать бурение скважин на шельфе, который находится в пределах исключительной экономической зоны этой страны, утверждая, что это нарушает интересы Анкары и турок-киприотов, контролирующих северную часть острова. Подобные действия греков- киприотов могут, якобы, нанести ущерб проходящим переговорам по кипрскому урегулированию.
Между тем, первый тендер на проведение изыскательских работ на шельфе был проведен еще в 2007 году. По его итогам концессию получила американская компания «Ноубл энерджи» со штаб-квартирой в Хьюстоне. Именно она обнаружила недавно огромные запасы газа на шельфе Израиля в непосредственной близости от Кипра. Руководство компании объявило о намерении начать бурение уже 1 октября. Любопытно, что, в отличие от европейских партнеров, за Кипр в этой ситуации публично заступилась Россия. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич 19 августа заявил:
«Если кипрская сторона планирует осуществлять деятельность по разведке и добыче минеральных ресурсов в пределах тех участков ИЭЗ, которые на основании международных договоров разграничены с противолежащими государствами, то такая деятельность соответствует требованиям международного права и объему суверенных прав, которыми располагает Республика Кипр в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву».
На фоне столь бурных событий, связанных с Турцией, совершенным диссонансом прозвучало предложение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна ввести в Ливию миротворческий контингент ООН, состоящий из турецких войск. Сама по себе мысль достаточно удачная, поскольку в мусульманской стране турецкие военные будут более эффективны, чем французские, либо итальянские, тем более что европейцы вряд ли рискнут направить свои войска в далекую Ливию, не выпутавшись из Ирака и Афганистана. Но в описанном контексте предложение главы ООН выглядит не очень уместным.
Понятно, что Эрдогана раздражает Кипр, ставший членом ЕС и в связи с этим получивший возможность заблокировать вступление Турции в Евросоюз без каких-либо усилий, еще более понятно его раздражение в связи с возможной добычей газа на кипрском шельфе — энергетическая политика Турции сведена к роли страны-транзитера.
Понятно и то, что сумма понятий, включающая в себя религиозную, политическую, моральную, экономическую и военную составляющие и привычно обозначаемую, как Запад, стала настолько неоднородной, что оказалась на грани исчезновения. Понятно, что ЕС сегодня не до Кипра, однако турецкая агрессивность все же должна встретить отпор Европы, если она претендует хоть на какую-то геополитическую субъектность. Со своей стороны, сдержанная, но достойная отповедь нашего МИДа показывает, что Россия, сохраняя стремление развивать партнерские отношения с Турцией, не намерена закрывать глаза на выходящую за все мыслимые рамки агрессивную риторику.
***
Источник — https://www.win.ru/school/8189.phtml