Мьянма. Кого она беспокоит и почему?
Когда-то, т.е. в ХIХ в., Мьянма (Бирма) была английской колонией, и права бирманского человека никого в Европе не беспокоили. Если сказать прямо, в ХIХ в., во времена расцвета Британской империи, права человека мало беспокоили кого-либо вообще. Дела у британских англосаксов и без того продвигались хорошо, а североамериканские англосаксы были озабочены эффективной эксплуатацией афроамериканских рабов и уменьшением численности индейского контингента до максимально безопасного уровня. В середине ХХ в. правами человека в английских колониях обеспокоился СССР, тогда же Британская империя и развалилась, а власти США, наконец-то, обуздали Ку-Клукс-Клан. И это правильно, поскольку защищать права человека во всем мире, имея у себя в стране столь примечательную и деятельную организацию, было бы не совсем прилично.
В 1942 г. место британских колонизаторов в Бирме заняли японские оккупанты, в целом также равнодушные к проблеме прав человека. Говоря прямо, японские оккупанты эти права человека попирали, а то и просто убивали несчастных бирманцев, не вступая в какие-либо дискуссии по данному вопросу. В 1945 г. японцам пришлось оставить Бирму, а на их место опять вернулись англичане, на этот раз не в роли колонизаторов, а в роли освободителей. Однако к тому времени граждане Бирмы уже не отличали освободителей от грабителей и потребовали у Британской империи полной независимости, чего и добились 10 декабря 1947 г.
Независимостью граждане суверенной Бирмы пользовались недолго. Как это иногда бывает, в бирманских политических кругах разгорелись нешуточные страсти по поводу будущего страны. Коммунисты настаивали на строительстве коммунизма, против их политики выступили правые социалисты, дебаты перешли в вооруженные столкновения, но дело не закончилось новым призванием варягов, а закончилось вторжением остатков гоминдановских войск из Китая. Гоминдановцев удалось выставить из страны и частично перебить только к 1956 г., но смута в Бирме не утихла, пока, наконец, в 1958 г. здесь не произошел военный переворот. У руля государства в этот год встала армия, которая находится у власти до настоящего времени и является гарантом некоторого порядка в стране.
Порядок в Мьянме представляет собой что-то вроде социализма, т.е. политическую систему с государственным контролем над экономикой, государственным здравоохранением и образованием и множеством иных вещей, хорошо знакомых в странах бывшего «второго» мира.
Данный порядок нравится далеко не всем в Бирме, точнее, в Мьянме, так страну называет ее собственное население. В 1990 г. здесь состоялись выборы в Народное собрание, на которых победу одержала крупнейшая антиправительственная партия НДЛ (Национальная лига за демократию) во главе с Аунг Сан Су Чжи, выпускницей Оксфорда и дочерью Аунг Сана, одного из бирманских лидеров прошлых лет. Военные власти отказались признать результаты выборов, некоторых депутатов парламента арестовали и приговорили к различным срокам заключения, а Аунг Сан Су Чжи посадили под домашний арест, который продлился до 1995 г. и в 2000 г. был вновь продлен.
В 1991 г. Аунг Сан Су Чжи наградили Нобелевской премией мира, следом за М. Горбачевым, которого наградили в 1990-м. Горбачева наградили «в знак признания его ведущей роли в мирном процессе». Сия формулировка лишний раз свидетельствует о том, что СССР первоначально запланировали развалить именно в Кремле, а потом уже к этому делу подключился Вашингтон. В отличие от Горбачева, Аунг Сан Су Чжи наградили «как защитника прав человека», каковое обстоятельство принципиально дела не меняет, но акценты все-таки смещает. Некоторые злые языки называют главную мьянмарскую правозащитницу марионеткой Вашингтона. Очевидно, основанием для данного ярлыка является тот факт, что Аунг Сан Су Чжи в 2008 г. была удостоена высшей награды США — Золотой медали Конгресса, наряду с такими выдающимися людьми, как мать Тереза, ребе Шнеерсон Менахем Мендль, Френк Синатра и Далай Лама XIV.
Как-то так получилось, что правительство КНР, которое, мягко говоря, недолюбливает Далай Ламу XIV и также склонно видеть в нем вашингтонскую марионетку, среди всех прочих марионеток недолюбливает и Аунг Сан Су Чжи. В 2009 г. западные правительства были возмущены очередным решением мьянмарского суда продлить домашний арест правозащитницы, Китай же встал на защиту властей дружественного ему государства. «Международное сообщество должно полностью уважать судебный суверенитет Мьянмы», — заявила представитель министерства иностранных дел Китая Цзян Юй (Jiang Yu).
Так кого же беспокоит Мьянма и почему?
Больше всех других за судьбу Мьянмы беспокоится правительство США. Это так понятно, ведь в этой азиатской стране нарушаются права человека. Президент Буш-младший так и сказал: «Я глубоко обеспокоен этой страной». В госдепартаменте США, очевидно, решили, что следует только дождаться удобного случая. Удобный случай не заставил себя долго ждать.
Летом 2007 г. правительство Мьянмы подняло цены на топливо, что привело к удорожанию жизни населения. После 19 августа 2007 г. в Мьянме начались протестные выступления, которые возглавили буддийские монахи. Почему именно они? Сложно сказать, может потому, что они оказались не в силах более лицезреть страдания простого народа, может еще и потому, что Далай Лама XIV является лучшим другом Вашингтона, а Вашингтон щедро жертвует борцам за справедливость. Здесь сложно ответить однозначно. Короче говоря, монахи потребовали улучшить условия жизни людей, а также освободить политических заключенных, в т.ч. и известную правозащитницу Аунг Сан Су Чжи.
26 сентября 2007 г. премьер-министр Великобритании Гордон Браун потребовал созвать чрезвычайную сессию Совета Безопасности ООН, для того чтобы обсудить ситуацию в Мьянме. Браун решительно заявил: «Сейчас на Мьянму смотрит весь мир», после чего уведомил, что ЕС намерен рассмотреть возможность введения санкций против правительства Мьянмы, которое приняло жесткие меры в отношении мирных демонстрантов.
На возмущение в рядах западных правительств незамедлительно отреагировал Китай. Представитель КНР в ООН Ван Гуанья заявил, что введение международных санкций против военного режима Мьянмы не будет полезным: «Мы понимаем, что положение там немного сложное. Мы надеемся, что правительство и народ смогут уладить разногласия и восстановить порядок».
Известный политолог Уильям Энгдаль (1) утверждает, что теоретиком бирманской «шафрановой революции» 2007 г. являлся Джин Шарп (Gene Sharp), основатель Института Альберта Эйнштейна (Institut Albert Einstein) (2) в Кембридже, штат Массачусетс, и что данная организация финансировалась подразделением Конгресса США — Национальным фондом в поддержку демократии (National Endowment for Democracy). Целью последнего является смена неугодных США режимов в ключевых точках по всему миру.
Во время «шафрановой революции» 2007 г. «The Financial Times» следующим образом описала роль Джина Шарпа в бирманских событиях: «За последние 3 года активисты политического комитета движения неповиновения в изгнании обучили примерно 3000 бирманцев из всех слоев общества, в т.ч. несколько сотен буддийских монахов, философии и стратегии ненасильственного сопротивления и общинных объединений. Эти рабочие совещания, проходившие в приграничных районах и привлекавшие людей со всей Бирмы, воспринимались как «подготовка инструкторов», которые по возвращении домой поделились бы этими идеями с другими людьми, стремящимися к переменам… Источником вдохновения этого обучения был г-н Шарп, чья книга «От диктатуры к демократии» (краткое теоретическое пособие для ненасильственной борьбы против репрессивных режимов) была опубликована на бирманском языке в 1994 г. и начала циркулировать среди эмигрантов и тайком среди диссидентов внутри страны. Некоторые на год были заключены в тюрьму за ее хранение» (3).
Скорее всего, усвоение революционных прокламаций далось мьянмарским монахам много хуже, чем чтение религиозных текстов, посему «шафрановая революция» 2007 г. провалилась, но следующего «удобного» случая ждать пришлось недолго.
В мае 2008 г. по Мьянме прошелся разрушительный циклон «Наргиз», который унес жизни нескольких десятков тыс. чел. Многие страны оказали ей гуманитарную помощь. Так, Европейский Союз объявил о выделении пострадавшим 2 млн. евро, Таиланд и Япония направили в страну грузы гуманитарной помощи на сотни тыс. долл. Бангкок предоставил пострадавшим продовольствие, питьевую воду и медикаменты и т.д. Не остались в стороне и США. Они также решили помочь Мьянме, для чего прислали к ее побережью ударную группу флота с десантным вертолетоносцем Essex в составе и предложили военной хунте поучаствовать в спасательных операциях. Коварная хунта, очевидно, чувствуя что-то недоброе в благородном порыве ВМС США, от предложенной помощи отказалась. «Мы, по меньшей мере, 15 раз пытались убедить правительство Мьянмы позволить нашим кораблям, вертолетам и десантным судам обеспечить жителям страны дополнительную помощь, но всякий раз они отказывались» — отметил глава Тихоокеанского командования вооруженных сил США адмирал Тимоти Китинг (4).
Кроме того, что военная хунта подавляет все гражданские свободы в Мьянме, она, оказывается, еще покушается и на существование народа Соединенных Штатов. Ибо она втайне разрабатывает ядерное оружие и, естественно, готовится ударить им по Вашингтону.
Как утверждает находящаяся в Норвегии журналистская организация «Демократический голос Бирмы», военная хунта Мьянмы предпринимает шаги к созданию атомной бомбы и средств ее транспортировки. Сия организация ссылается на показания беглого мьянмарского майора Сай Тейн Вина, якобы работавшего на сверхсекретных предприятиях мьянмарской военщины. Именно на этих предприятиях хунта готовит оружие возмездия, которое уничтожит США, это гнездо проклятого империализма. Сай Тейн Вин предоставил журналистам «Демголоса Бирмы» фотографии и документы, а американский ученый-атомщик, бывший директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Роберт Келли их изучил и предположил, что Мьянма действительно добывает уран и изучает военные ядерные технологии. Почему бы и нет, в конце концов, разве мьянмарская военщина хуже вашингтонской?
Конечно же, дело и в этот раз не обошлось без участия КНДР. Но что там КНДР! Расследование «Демголоса Бирмы» позволило нащупать в кромешной темноте ядерных интриг еще и руку Москвы. Оказывается, мьянмарский майор Сай Тейн Вин проходил обучение ракетным технологиям в России так же, как и его бывшие коллеги и сослуживцы, а именно в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Яснее ясного, что против США зреет российско-бирманский заговор. Австралийская The Sydney Morning Herald в 2009 г. сорвала покров тайны и опубликовала интервью с двумя мьянмарскими перебежчиками, которые утверждают, что правящая военная хунта стремится к обладанию ядерным оружием и лет через 5 в её распоряжении может появиться первая атомная бомба. Или не появиться… Случай с Саддамом Хусейном уже стал хрестоматийным, но госдеп США эти мелочи не интересуют принципиально.
Сейчас следует задаться вопросом, а в чем проблема? Т.е. какое дело правительству Соединенных Штатов до прав и свобод граждан Мьянмы? Ужели здесь обнаружены гигантские запасы нефти?
Нет, каких-то именно гигантских запасов чего бы то ни было здесь не обнаружено. Значение Мьянмы — сугубо геополитическое и состоит оно в том, что Мьянма одной своей стороной граничит с КНР, а другой — с Индийским океаном.
Дело в том, что большая часть нефтяного импорта Китая доставляется танкерами через Малаккский пролив. В чем еще состоит значение этого пролива? Малаккский пролив является основным путем, соединяющим Индийский океан с Тихим. По нему осуществляется морская транспортная связь между тремя наиболее населёнными государствами мира — Индией, Китаем и Индонезией. В год через пролив проходит около 50 тыс. кораблей, которые перевозят от 1/5 до 1/4 всего мирового морского товарооборота. Последний, в свою очередь, составляет около 3/5 общего мирового товарооборота.
В районе канала Филлипс (длиной 805 км) ширина Малаккского пролива у побережья Сингапура составляет всего 2,5 км. Супертанкеры провозят через это «бутылочное горлышко» более 12 млн. баррелей нефти в сутки на своем пути к наиболее быстро растущему энергетическому рынку в мире — к Китаю. Напомню, что Китай в настоящее время является вторым после США нефтеимпортером в мире (8.2 млн. баррелей в день по данным 2009 г.).
Перекрыть вышеуказанное «бутылочное горлышко» достаточно просто. Соответственно, флот, который будет контролировать Малаккский пролив, будет контролировать и энергоснабжение Китая. Таким флотом в настоящее время вполне могут быть ВМС США.
Но при чем здесь Мьянма?
На этот вопрос отвечает Уильям Энгдаль: «Китайско-бирманские трубопроводы позволили бы транспортировать нефть и газ, привозимые из Африки (Судан и другие источники) и Ближнего Востока (особенно из Ирана и Саудовской Аравии), без необходимости проходить через уязвимое «узкое горло» Малаккского пролива».
Мьянма может стать китайским «мостом», связывающим Китай с нефтедобывающими странами, независимо от любых возможных действий Вашингтона, и несмотря на его контроль над Малаккским проливом. Этот «мост», в свою очередь, может стать геополитической катастрофой для США, чего Вашингтон преисполнен решимости не допустить любой ценой.
***
Источник- https://www.journal-neo.com