Размышления о ликвидации эмиссара ХАМАСа в Судане
Последняя атака неопознанных «летательных аппаратов» на автомобиль хамасистов недалеко от Порт-Судана иллюстрирует собой продолжающуюся тайную войну в отношении доставки оружия в неспокойный Египет и сектор Газа. В цепи этих событий и разгром такими же неопознанными «летательными аппаратами» каравана с оружием примерно в этом же районе Восточного Судана в 2009 году, и недавний захват египетскими пограничниками автомашин с оружием в районе суданской границы.
Из всего этого следует несколько моментов. Совершенно очевидно, что территория Судана используется движением ХАМАС для организации каналов снабжения оружием своих вооруженных формирований в секторе Газа. При этом необходимо вести речь не просто о каком-то отдельном канале Иран — ХАМАС, а о сложившейся системе контрабандной поставки оружия в регион Магриба и Центральной Африки. И ХАМАС со своими проблемами здесь занимает не самое главное место. Речь идет о широко и давно функционирующей системе продажи оружия из стран Персидского залива, прежде всего из Йемена, на Африканский континент. И нужды ХАМАС здесь представляют только часть общей схемы. Из этого следует только один вывод о том, что основным отправителем груза в данном конкретном случае является не Иран, а торговцы оружием из Йемена. Это совершенно не исключает того, что иранцы тоже могут направлять подобные грузы. Но повторим, что не они «головные игроки». Радикалы из ХАМАСа и представители различных режимов стран Африки имеют свои представительства в Йемене и ОАЭ. Когда речь заходит об экспорте оружия необходимо обязательно помнить об ОАЭ, как о «финансовом звене» всего этого механизма.
Убитый вчера под Порт-Суданом эмиссар ХАМАС Абдель Латыф аль-Ашкар прибыл в Судан именно оттуда. Собственно его и убили по пути из аэропорта в город. Некоторые эксперты называют его преемником ликвидированного в ОАЭ израильскими агентами Мабуха. Очень может быть, поскольку размениваться на второсортную фигуру и затевать дорогостоящую операцию не совсем оправданно. Отметим между тем, что Восточный Судан вообще представляет собой слабоконтролируемую, кем бы то ни было, территорию, которая идеально подходит для организации каналов переправки оружия по всему континенту. Что собственно и происходит с завидной регулярностью. Просто в новости попадают случаи нападений на эти конвои, что совершенно не означает, что их было всего три. Надо также учитывать и тот момент, что на этих каналах «кормятся» люди из эмиратовского, суданского и йеменского руководства.
Реакция Хартума была однозначной. Министр иностранных дел Али Карти обвинил во всем вездесущий Израиль, хотя как представляется речь идет о более сложной схеме.
Начнем с того, что очевидцы наблюдали два вертолета типа «Апач» и слышали как минимум три взрыва. Позже было отмечено прибывшей на место полицией, что машину с двумя пассажирами обстреляли тремя ракетами. Израиль просто не в состоянии направить вертолеты на такое расстояние, а баз подскока в регионе у него нет. Поэтому выдавать желаемое за действительное, как это делает сейчас израильское руководство, все-таки не надо.
За всеми этими заявлениями стоит другая история. Израильтяне отрабатывают свою часть положенной им в этой истории роли. Они прикрывают американцев, которые участвовали и в этой операции, и в событиях 2009 года. Никаких израильских военных ни тогда, ни сейчас в Судане не было. Как мы уже сказали, это невозможно с чисто географической точки зрения. А вот американцы были, и действовали они с территории Йемена, либо, что скорее, Эфиопии.
В данном случае мы имеем классический вариант широко объявленной американцами операции по усилению борьбы с «Аль-Каидой» в регионе, в основу которой были поставлены методы нанесения «точечных ударов» по цели с использованием БПЛА или вертолетов. Практика, широко используемая и апробированная американцами в Афганистане и Пакистане. То есть чисто технический момент операции был осуществлен американцами. Отсюда и более чем сдержанная реакция Хартума и в 2009 году, и сейчас.
Но такие операции невозможно проводить без хорошей доразведки цели. Здесь мы подходим вплотную к роли израильтян, которые имеют наверняка свой источник информации в эмиратовском офисе ХАМАСа. Не исключено, что этот «крот» давал наводки и в деле Мабуха. Сообщение о выезде объекта из ОАЭ мог дать только кто-то из своих, который его провожал или знал об отлете. Но этого мало, для наведения беспилотника на цель (а представляется, что, скорее всего, это были именно они, а не «Апачи») необходим «маяк» или корректировщик уже в аэропорту. Здесь мы подходим к очень интересному моменту. Версия первая. «Маяк» был «подсажен» в эмиратовском аэропорту (Маловероятно. Есть риск обнаружения его при проходе контроля). Значит, он должен был быть прикреплен либо в аэропорту Порт-Судана, либо в автомобиль встречающего. В этих случаях мы обязаны сделать вывод о том, что в операции активное участие принимают суданские спецслужбы. Возможно ли это?
Безусловно. Во-первых, и суданцы, и американцы уже давно обмениваются развединформацией, и по ХАМАСу в том числе. Во-вторых, именно сейчас Хартуму очень важно расположение Вашингтона в свете обещанного снятия летом с Судана режима экономических санкций. Для суданцев это является принципиально важным вопросом. Именно такая история была и в 2009 году. Тогда на повестке дня стоял вердикт МУС по обвинению суданского президента О.аль-Башира в геноциде.
Из этого всего следует, как минимум, два важных вывода. О первом мы уже сказали выше. А второй заключается в том, что американцы проводят операции в отношении эмиссаров ХАМАСа, чего категорически официально отрицают. Не обходится здесь и без участия Израиля, но его роль скорее информационная.
***
Источник — https://www.iimes.ru