Туареги – воины-торговцы на службе Заклинателя пустыни
События в Ливии, приведшие к гражданской войне, не в последнюю очередь были организованы западными государствами. Активно разыгранная карта социального недовольства как бы оттенила проблему этнических меньшинств, принявших участие в гражданской войне. Во всех конфликтах на севере Африки в первых рядах «борцов за независимость» идут берберы, требующие своих прав: это и активное сопротивление в Марокко, которое потрясало молодую государственность с 50 по 70-е годы, и беспорядки в Алжире в 90-е, вооруженная борьба за независимость Кабилии в 2001 году. Настало время этнического конфликта в Ливии, умело замаскированного под борьбу за демократию.
С сентября 1995 года в Париже начинает действовать Всемирный конгресс амазиг (берберов севера Магриба – прим. авт.) (ВКА), среди прочих целей исповедующий идею самоопределения берберов в странах Магриба. Конгресс финансировался Берберским институтом во Франции, который поддерживали правые партии и лидеры, включая незадолго до этого избранного президента Жака Ширака. Прежде всего, правительство Франции интересовало самоопределение берберов в нефтеносных районах – в Кабилии (Алжир) и Джебель аль-Гарби (Ливии), где, получив возможность распоряжаться природными ресурсами, берберы организовали бы присутствие французских нефтяных кампаний. Во многом, поэтому была необходима поддержка Муаммаром Каддафи предвыборной кампании либерально-консевативного Саркози, который, очевидно, рассчитывал, что либералы у власти во Франции ограничат свою помощь ВКА.
Каналами ВКА берберам в Магрибе оказывалась технологическая, информационная, образовательная, дипломатическая, финансовая помощь, многие активисты берберского движения получил образование во Франции.
Первыми акциями воспитанных в рамках ВКА общественных движений были погромы в Алжире, вооруженное сопротивление Альянса за свободную Кабилию и Вооруженного берберского движения в Алжире. Целью этих движений была независимость или, по крайней мере, автономия Кабилии – исторической области берберов, обладающая залежами нефти. В Ливии с абсолютно такими же целями и используя те же самые методы, спустя 10 лет, выступили амазиги Эз-Завии, города на западе от Триполи, также прикормленные Парижем.
Однако другое этническое меньшинство Ливии взяло в руки оружие чтобы защитить режим Каддафи. Туареги, другое берберское племя, обитающее на юго-западе страны, и длительное время игнорирующее как пропаганду ВКА, так и вообще политическую обстановку в регионе, организовало отправку добровольцев на защиту ценностей Джамахирии. В конце марта мировые информационные агентства распространили информацию о том, что 40 грузовиков с туарегами из Мали направляются через Алжир в сторону Триполи для помощи каддафистам. Речь шла о не менее чем 2400 человек.
Туареги – удивительный народ. Именно с них писал легендарных фременов Френк Герберт в своем шедевре “Дюна”.
Несмотря на этническое родство с амазигами, а также ощущение сильной идентичности берберов, туареги всегда интересовались не западными ценностями и образованием, а истинно евразийским отношением к своей родной земле. В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути. Как и раньше, они контролируют важные перевалочные торговые пункты, позволяющие им перебрасывать значительные товарные и людские ресурсы во все части Сахары от Ливии до Буркина-Фасо и от Египта до Нигерии.
Для торговли туареги используют свои трайбалистские сети, обладающие сложной иерархической структурой. В условиях отсутствия современных средств связи в Сахаре, туареги являются источником информации и организатором для удаленных племен, разбросанных по окраинам пустыни.
Сами они никогда не признавали ничьей власти, организовывали выступления за свои права когда какое-нибудь государство пыталось прибрать их дела и ограничить этот народ в правах.
Ориентация на юг также создала уникальную культуру туарегов. Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу. Несмотря на то, что туареги – мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица, в среде туарегов не получает распространения политический ислам. В племенах есть и языческие признаки: номады Сахары сохранили матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма. Оно передается от матери к дочери. Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то чтобы писать записки и делать надписи на горшках.
Муаммар Каддафи, проводя панафриканскую политику, не мог не осознать вклад туарегов в африканскую интеграцию. Народ-гильдия туарегов стал пользоваться особой поддержкой и покровительством Заклинателя пустыни. В трудные засушливые годы из Триполи в поселения туарегов отправлялись караваны с гуманитарной помощью. Также сразу же после революции, спустя пару лет, Каддафи создал из туарегов свой «Иностранный легион», который подчинялся ему лично. Это подразделение воинов-торговцев Каддафи направлял воевать в другие государства: Мали, Ливан. После расформирования подразделения выдающиеся солдаты «дикой дивизии» получили высокие назначения в ливийскую армию.
Также полковник проводил политику склонения к присуждению торговых привилегий для туарегов в других странах, прежде всего Мали и Нигере, став фактически гарантом их значительных торговых и социальных прав. В других странах туареги обращались к Каддафи, когда их права ущемлялись, и полковник выступал арбитром в по сути внутренних делах государств, где проживало туарегское меньшинство. Любой туарегский борец за свободу мог смело рассчитывать на политическое убежище в Ливии, чтобы бы он ни натворил в других странах.
По некоторым данным туареги помогали Каддафи вести военную разведку к югу от Сахары. Во всяком случае, другие страны обвиняли его в этом.
Сегодня туареги напрягли свои мобилизационные ресурсы и традиционными караванными путями направляют помощь своему покровителю, столкнувшемуся с парижским проектом по отъему месторождений и территорий, проявляя, таким образом, право народа на самоопределение. «Джамахирия» переводится как «власть народов»: не «ливийской нации», выращенной сорбонскими идеологами ВКА и парижской политической мыслью, а живых арабо-африканских интеграционистов в союзе с воинами-торговцами туарегами.
***
Источник — https://www.gumilev-center.ru/?p=1713