Революции и раскол в исламе («Al-Mustaqbal», Ливан)
То, что мы называем возрождением ислама, совпало по времени с драматическими событиями, которые не только изменяли мир, но и сотрясали его структуру: возникал некий паритет там, где прежде он был немыслим. И ислам постепенно занимал нишу, которую ему отвели в этом равновесии, его философия вплеталась в общечеловеческую мысль, хотя ее и пытались очертить границами условности. Но ислам, о котором вчера еще многие имели лишь смутные представления, «пошел в люди». Мир стал медленно поворачиваться к нему лицом, признавая в нем не только веру, учение и философию, но и могучую жизнестойкую идеологию.
Все началось с вторжения советских войск в Афганистан. Ветхий средневековый уклад на Гиндукуше должен был в одночасье рассыпаться в прах под ударами русских бронетанковых дивизий и штурмовой авиации. Но рассыпался Советский Союз, супердержава. Мир убедился в том, что мусульманская религия сплотила отсталый полунищий народ, возродила в племенах боевой дух. Это было первое послание: ислам, как и любая иная цивилизация, неодолим.
Примерно в то же время, когда советские войска переходили афганскую границу, в Иране свершилась исламская революция, которая смела режим шаха, опиравшегося на американские штыки и спецслужбы. Новое государство – Исламская Республика Иран – подтвердило истину, что ислам не только возрождается, но и способен формировать себя в самостоятельное религиозное образование с Верховным духовным правлением фикх. Кстати, единственным в мире.
Впечатляющее возрождение сразу же было омрачено распрей и враждой, которыми и без того перенасыщена история мусульман. Ирано-иракская война, вторжение Ирака в Кувейт, которое спровоцировало прямое вооруженное вмешательство американцев в регион. «Холодная война» была уже на излете, и США ничего не сдерживало: не сегодня-завтра они готовились заявить себя единственной на нашей планете супердержавой.
Геополитики сегодня сошлись наконец во мнении, что не только экономическая убогость и недальновидность, мягко говоря, «неудачных» лидеров протрубили отбой всей коммунистической системе. Главный удар все-таки нанес ислам: поражение в отсталой стране и исход никто не простил: оно стало приговором кремлевскому режиму. В случае победы все было бы иначе. Но, как сказано, история не знает сослагательного наклонения. Судьба была неумолима.
Об исламе заговорили, появились учения, теории, исследования, из которых постепенно была выработана позиция относительно нежданного ренессанса «магометанской философии и идеологии». Из ислама был сотворен враг. Не исключено, что это дело рук самих США: должны же они кому-то противостоять, с кем-то тягаться, чтобы увлекать за собой мир в глобальной «борьбе против международного терроризма». Второй, искусственный, раскол ислама родился в умах западных востоковедов, с чьей легкой руки всех правоверных поделили на моджахедов и умеренных. Реструктуризация, говоря языком экономистов. Весьма опасная. Ни одна ведущая мировая религия не претерпевает ничего подобного.
А если уж враг, то враг силен, коварен и опасен! Европейские столицы восприняли предостережение, как того и желали Штаты – призыв к консолидации, сплочению рядов против общей угрозы. И то, что громоздящиеся одна на другую теории «фанатичной агрессивности ислама» шиты белыми нитками, что из многих аргументов и убеждений проглядывают ослиные уши и что за всем этим стоят экономические интересы, ясно многим здравомыслящим политикам. Однако и они зачастую бессильно опускают руки, сраженные нудной демагогией, исходящей из их же стана, и неразумным поведением тех, кто числит себя приверженцами политического ислама. Вот еще одно направление раскола. С ответвлениями: политический ислам, радикальный ислам, ислам сурового толка.
Недавние события в Египте, Ливане, Ираке, где христиане подвержены гонениям, обнажают грубое попрание одного из святых устоев ислама: христиане и иудеи – люди, находящиеся под покровительством мусульман. В эпоху становления религии врага видели лишь в неверном, вошедшем в исламские пределы с мечом. Ныне насилию и гонениям подвержены мирные люди, добрые соседи и соотечественники, лишь за то, что они носители религии «новых крестоносцев», вторгшихся в Ирак и Афганистан. Может быть, и такой исход был предрешен в планах западных стратегов.
Народные выступления в Египте, Тунисе, Ливии заставили нас рассматривать все происходящее в регионе и в том свете, что революции подвигают сознание миллионов людей не только к свержению режимов, но и к пересмотру многих веками складывавшихся представлений. Резко обнажился раскол ислама и по древнейшему руслу противоречий: суннизм/шиизм. Поднялись шииты в Бахрейне, требуя конституционных реформ и ограничений власти монарха. Это официальная версия. По сути же проходит первая в островном государстве акция гражданского неповиновения режиму, прокламирующему суннитскую элитарность. Обострились отношения между курдами, арабами, туркменами в Ираке. Заставили заговорить о себе берберы амазиги в Магрибе. Мы наблюдаем еще одно обстоятельство, явленное нам именно «жасмином» и «лотосом» — восставшие, свергающие режимы диктаторов, не в восторге от мысли, что одними из претендентов на власть могут стать исламисты. Американцы устами Хилари Клинтон поспешили заверить Арабский Восток, что они не стали бы возражать против такой перспективы. Однако ни площадь Тахрир, ни тунисские манифестации своего отношения к фундаменталистам не высказали. Молодое поколение, которое взялось строить новый мир, по крайней мере, в пределах Арабского Востока, предпочитает светскость: они другие, они воспитаны на иных воззрениях. И в данном конкретном случае о единстве ислама говорить уже не приходится.
Жаль, но так складывается, что с разобщенным, разъятым противоречиями, неприязнью и междоусобицей исламом западное сообщество предпочитает иметь дело лишь в формате исламофобии. Им же и выдуманной.
Жаль, но выходит, что единство ислама сохранилось лишь в умозрении США и Европы, для которых все носители веры — моджахеды и боевики, сплотившиеся под знаменами, на которых начертано: террор, фанатизм, экстремизм, фундаментализм.
***
Источник — «Голос России»