Старые фотографии, зачем я вас берегу?
Не презирайте людей. Ни тех, что ниже, ни тех, что выше. Ни тех, кто в навороченных лимузинах с охраной, ни тех, кто в переходах с протянутой для милостыни рукой. Крутым только кажется, что они стали крутыми по своей воле, их отделяет от попрошаек миг. Но наступи этот миг, тонка кишка протянуть руку. Для этого тоже требуется мужество. Я это «придумал» в своем джипе, тоже навороченном, и я за рулем, на взгляд постороннего, тоже крутой. Потертое лицо той потертостью, что выдает борцов и боксеров, говорю с незнакомыми не мигая — не пропустить удар, и, естественно, также дерусь — не мигая и «с глазами на затылке». Условный рефлекс, по академику Павлову. Их у меня много — условных. Только не дают спать
Но это — из другой области. Мои философские экзерсисы навеяны так называемым свободным временем. Когда не работает «кора» и полностью доверяешь, как учили в учебке спецназа, подсознанию. За рулем у хорошего водителя «кора» тоже не должна работать, иначе, как та задумавшаяся о себе сороконожка, запутаешься в собственных ногах. Но и на старуху случается проруха. Так однажды, проезжая кишиневским мостом Центр — Ботаника я увидел инвалида в коляске с плакатом «Подайте ветерану Афгана» и так резко надавил педаль тормоза, что, будь машина «советской», не было бы ни инвалида, ни меня. Инвалид испугался. Я протянул ему стольник и сказал:
«Это не из жалости. Это для того, чтобы ты с этим плакатом никогда и нигде больше не появлялся. Увижу — ноги вырву!»
Я дал по акселератору, а потом смутился: он и так был безногим! Но слов моих, — выпущен на промысел
На их кладбищенских плитах «умер»
Таковым все мы пятеро вернулись с той войны. Тот же город, тот же двор на Зелинского, те же окна. И не те. Не было ощущения возвращения. Все равно что искать угол в круглой комнате. Нас
Судьба солдата той войны типична. Ребята дружно женились, в то же одночасье были брошены женами, — не сумели обеспечить «потребительскую корзину». Куда податься? В охранники или бандиты? В бандитах ведь тоже ходили бывшие однополчане. Дудку убивают на лестнице «Бессарабиабанкэ», где он работал охранником, при инкассировании.
Я взял слово альпинист в кавычки. Мы его прозывали так за то, что он однажды увлекся певчими птицами, а поскольку это удовольствие дорогостоящее, он высматривал балконы с вывешенными клетками, взбирался ночью, прятал птицу за пазуху и открытой дверцей клетки имитировал «побег». Канарейки, соловьи, щеглы, говорящие скворцы, попугаи, чего только у него не было! Лазал он по водосточным трубам и виноградной лозе. Тем, кто не жил на юге, трудно себе представить, что виноградная лоза разрастается до верхнего этажа и крепостью не уступает старому дереву.
И у каждого из нас пятерых были свои птицы юности. Игорь Голиков, 59 г.р. Балагур, затейник, душа компании. Всегда находил, где можно разжиться едой. Наше детство не было особенно сытым. Летом, если не приглашали разгружать арбузы для овощных магазинов, мы вскрывали сетки у овощных магазинов. И выкатывали те, что поменьше, чтоб было незаметней. Сергей Дудка, 58 г.р. Серьезный, рассудительный и всегда все делал по плану. Был как бы начальник штаба в наших детских играх. Когда начали строить завод «Сигнал», котлован стал театром военных действий, а противник — ребята с магалы, из десятой школы. Собирались по обе стороны котлована. Было нам по 10–12 лет, рогатки и рукопашный бой. Сурик был физически развит, но драться не умел и защищал тылы. Володя Суриков, 59 г.р. Подавал большие надежды в математике и очень хорошо рисовал.
В
Савка… Попал в нашу компанию, как сын зав.производством ресторана «Дойна». У нас во дворе на Зелинского, 22, у него был самый большой и вкусный бутерброд. По другую сторону дороги жили цыгане. С ними дрались. Пятеро против двадцати. А в близлежащее ГПТУ ходили в спортзал, чтоб потренироваться «на бычках», так звали сельских парнишек. Я в десять лет весил 78 кг при росте метр 56 и старший брат послал меня заниматься плаваньем, чтоб вытянулся. После плаванья — классическая борьба. А в это время Голик, Дудка и Сурик занимались самбо, затем
Меня заставило взяться за перо непреодолимое желание оставить имена этих ребят во времени. Но произошло то, что очень часто происходит с пишущими. Чем лучше знаешь материал, чем ближе тебе прототип, тем беспомощней отражение. И я не без грусти понимаю, что мой монолог не содержит и десятой доли реалий и претендует не на полноту характеров, портретов, а лишь на штрихи к ним. Наверное, сработал известный принцип, — чем ближе тебе человек, тем труднее о нем рассказать. Это как пойманная неосторожной рукой ребенка бабочка — ей уже не взлететь, а на пальцах ребенка остается дивная пыльца её крыльев. И когда однажды, расстроившись, я поделился своими сомнениями с сокровенным человеком, он неожиданно сказал: «У тебя ведь остались их фотографии!.. От кого ты их бережешь?.. От себя?..»