Мужество и кошмары жителей Мисураты
Мисурата, Ливия. Маленькие дети и старики ежедневно очищают усыпанные щебнем улицы. Женщины готовят пищу для бойцов на передовой. Те, у кого есть машины, создали бесплатную службу такси для тех, кому нужна их помощь. Магазины раздают пищу местным жителям, которые не могут позволить себе купить ее.
Это страдание Мисураты, где четыре месяца осады оставили почти без наличности экономику, основанную на благотворительности, товариществе и революции. Это атмосфера тяжелых испытаний и горя. Более половины города лежит в руинах. Братья, отцы и сыновья почти из каждой семьи рискуют своими жизнями, защищая город от сил полковника Муаммара Каддафи. Дневные и ночные удары ракет «Град» бьют без разбора. Больницы переполнены, и в среднем за помощью обращаются до 70 жертв в день. Также негативно сказываются страх и душевные страдания.
С начала боевых действий на улицах Мисураты, которые начались 17 февраля между войсками полковника Каддафи и антиправительственными демонстрантами, город был разделен войной. Около 1200 жителей города были убиты и более 8 тысяч людей получили ранения. Сотрудники больницы говорят, что около 40% людей, которые обращаются за помощью — гражданские лица. «Для меня все они гражданские лица, потому что даже те, кто берет пистолет — это бизнесмены, инженеры, студенты, и никто из них не входит в число солдат», сказал доктор Айман Абушахма во время обхода пациентов когда-то частной клиники «аль-Хекма». Сюда стали привозить большую часть пострадавших из Мисураты с тех пор, как несколько месяцев назад была разрушена главная больница города. «Мы берем в руки оружие, потому что видим, что Каддафи сделал для нас».
Звуки сирены «скорой помощи» прервали слова доктора Абушахмы. После мощного продвижения повстанцев за последние недели с фронта начали сыпаться новые жертвы. Для вновь прибывших на автостоянке больницы были установлены палатки. Добровольцы стоят у входа в ожидании выгрузки погибших и пострадавших из непрерывного потока машин «скорой помощи». Дети очищают проезжую часть от крови пациентов напором воды, пытаясь внести свой вклад.
За последние четыре месяца врачи работали день и ночь, мало спали и не получали никакой оплаты за свой труд в ужасных условиях с ограниченными запасами. В отделении интенсивной терапии больницы в среду примерно в 4:15 ночи студент-медик по имени Абдул Фаттах Салем работал с тремя пациентами в переполненной комнате. «Моя смена закончилась сегодня в 9 утра», сказал он, не проявляя никаких признаков того, что он покинет больницу в ближайшее время. «Вчера один из докторов упал в обморок от истощения после непрерывной работы 24 часа подряд. Когда он пришел в себя, он встал и продолжил работу». Борьба за жизнь пациентов продолжается в условиях несоответствующего и устаревшего оборудования в сочетании с постоянной нехваткой важнейших лекарств. Единственный маршрут поставок идет морским путем, и поставки товаров медицинского назначения и судов для эвакуации раненых постоянно сталкиваются с задержками. Представитель медицинского комитета по поставкам Мисураты Анас Рагаб сказал, что проблема получения медикаментов в осажденный город усугубляется темпами потребления. «В настоящее время за три дня мы потребляем месячную норму продовольствия», сказал он. «Зачастую мы полностью истощаем запасы».
Травмы являются обычным делом. Более 400 пациентам была проведена операция по ампутации. Многие другие скоро пойдут на поправку, но психологическое воздействие конфликта будет иметь долгосрочное последствие, что также вызывает глубокую озабоченность.
Об этом красноречиво говорит пустой взгляд Фатимы Абдуллы Аладжер, которая лежит в больнице, закрыв лицо и тело от уродующих ожогов. Она родила своего третьего сына, когда утром ракета, запущенная с восточного фронта, попала в ее дом, мгновенно убив ее старшего сына — 15-летнего Мухаммеда — и серьезно ранив ее 12-летнего сына Фарага, когда они садились за стол. Фараг потерял несколько пальцев рук и ног и получил серьезные ожоги с головы до ног. Он бездумно играет со своей машинкой на дистанционном управлении. Ахмед Севехли, вернувшийся из Британии три недели назад, чтобы возглавить вновь образованный Департамент психиатрии Мисураты, сказал, что стремительно растут признаки посттравматического стресса и депрессии. Доктор Севехли вспоминает один случай тяжелого расстройства пациента — матери троих детей, которая была заблокирована в автомобиле со своими детьми и использовалась в качестве живого щита войсками Каддафи, чтобы блокировать огонь повстанцев. Другие видели, как их близких разрывает на куски у них на глазах, или как они умерли у них на руках. «Сцены, которые они видели и пережили, будут иметь большое влияние не только на женщин и детей, но и на мужчин, которые ведут борьбу на передовой», сказал доктор Севехли. Он говорил о трудностях, с которыми столкнутся эти люди, когда они вернутся к нормальной жизни. «Я особенно беспокоюсь за детей, поскольку насилие и смерть становятся для них нормой. Меня больше всего беспокоит, что у людей останется повышенная склонность к насилию, когда военные действия будут завершены», говорит он.
Газалы Али Карим входит в группу добровольцев, которые создали временные школы, чтобы занять детей и дать им какое-то подобие нормальной жизни. Она говорит, что у многих по-прежнему остаются психологические травмы от постоянного звука удаленных взрывов бомб и обстрелов. У всех есть родственники, отцы, братья, которые сражаются на фронте, и даже самые молодые видели достаточно, чтобы понимать, что они никогда не вернутся обратно, сказала она. «Во-первых, даже на звук хлопка двери многие из детей будут плакать и кричать», говорит Карим, листая их рисунки со сценами стрельбы, с изображениями тел, которые окрашены в красный цвет — все это было нарисовано детьми в художественных классах. «Мероприятия помогли, но большинству до сих пор снятся кошмары». Доктор Севехли говорит, что помимо увиденного горя, он был глубоко тронут «устойчивостью» и «единством» общества. С самого начала боевых действий Мисурата функционирует практически без оплаты труда, но город продолжает функционировать благодаря добровольной рабочей силе. «Кошмары и страх будет продолжаться в течение многих лет в будущем, но я вижу большую решимость в этом городе, которая сделает Мисурату лучше», сказал доктор Севехли. «Я восхищаюсь стойкостью и верой тех, кто потерял родных и близких. Когда это закончится, я верю в то, что Мисурата станет великим городом».
***
Источник — Zpress.kg