Крайина Экспресс
В настоящее время бронепоезда практически не применяются в боевых действиях. Их бесполезность в современных войнах аргументируется рядом фактов, опровергнуть которые сложно, а порой — и не нужно. Но применение тех или иных видов вооружений, как правило, зависит от специфики самого конфликта. Ярким примером тому служат боевые действия на просторах бывшей Югославии в
Сербская Краина — район современной Хорватии, который со времен Средневековья населяли сербы. Длительное время он находился под управлением Австрии, которая дала Краине особый статус в обмен на участие сербов в войнах против Османской империи. После окончания Первой мировой войны и Хорватия, и Краина вошли в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, переименованного затем в Королевство Югославию. Когда в апреле 1941 года Хорватия была оккупирована фашистами, она провозгласила независимость, и её возглавили союзники нацистской Германии — хорватские фашисты (усташи). Оккупанты отдали Хорватии территории и Краины, и современной Боснии и Герцеговины, на которых усташи создали несколько концлагерей и осуществили геноцид сербов, евреев и цыган, убив более семисот тысяч человек. В годы войны на территории Югославии борьбу с фашистами вели
Советская армия освободила значительную часть страны, и в 1945 году к власти в Югославии пришли коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито, хорватом по национальности. Превращая страну в федерацию, он включил Краину в состав Хорватии, но в её конституции сербский народ именовался государствообразующим.
Рост национализма в Хорватии и сепаратизма в Словении привел к распаду Социалистической Федеративной Республики Югославии. Начавшийся в 1990 году, он фактически продолжается до сих пор, хотя СФРЮ официально перестала существовать в 1992 году.
В 1990 году к власти в Хорватии пришли националисты во главе с Франьо Туджманом, который в 1940–1945 воевал на стороне партизан, а в начале
С началом агрессии хорватов против Сербской Автономной Области Краины железнодорожники её столицы, города Книна, ушли в первые ряды защитников сербского народа. В 1991 году некоторые из них прошли обучение у «Капетана Драгана», ветерана австралийской армии, который имел большой военный опыт и стремился поделиться им с сербскими ополченцами путем создания центра подготовки разведчиков и диверсантов. Железнодорожники решили применить свои способности в привычной им обстановке — на железной дороге, и, в результате, в июле того же года в Книне был собран бронепоезд. В первой операции его вагоны были защищены мешками с песком. Для защиты от стрелкового оружия этого было достаточно, тяжелого вооружения у хорватов тогда было немного, а его поставки
В начале 1992 года при посредничестве представителей ООН между ЮНА и хорватской стороной было подписано перемирие.
По его условиям югославская армия покидала Краину, и её народ оставался один на один с агрессором, который получал помощь
Весной 1992 года в Сербской Краине вдоль линии фронта разместились «голубые каски» — миротворцы ООН. Большую часть тяжелого вооружения краишники складировали в местах, охраняемых миротворцами. Границу с Хорватией должны были прикрывать подразделения легко вооруженной милиции. В боевых действиях наступила кратковременная передышка. Команда бронепоезда не теряла времени даром и активно готовилась к предстоящим боям. На первом боевом вагоне трофейная немецкая зенитка была заменена пушкой
Весной 1992 года началась война в Боснии и Герцеговине, спровоцированная стремлением боснийских мусульман и боснийских хорватов отделить Боснию от Югославии. Американские дипломаты также внесли свою лепту в развязывание боевых действий. Силы боснийских мусульман нанесли ряд ударов по позициям боснийских сербов. ЮНА к тому времени ушла и из Боснии, СФРЮ прекратила свое существование. На помощь мусульманам и силам боснийских хорватов пришла регулярная хорватская армия, вторгшаяся на территорию государства боснийских сербов — Сербской Республики Боснии и Герцеговины, затем переименованной в Республику Сербскую (РС). Хорваты и мусульмане нанесли удар в самом уязвимом месте РС — в так называемом Посавинском коридоре, который связывал запад Республики Сербской и Сербскую Краину с восточной частью РС и с самой Союзной Республикой Югославией, состоящей из Сербии и Черногории. И хотя впоследствии боснийские мусульмане начали войну и против своих бывших союзников, боснийских хорватов и поддерживавшей их регулярной хорватской армии, тогда они вместе воевали против сербов. Агрессоры перерезали коридор, и на
27 ноября 1992 года из сил Территориальной Обороны, ополченцев и военизированных формирований (добровольцев) было создано Сербское Войско Краины (иногда именуемое ВРСК — Войско Республики Сербской Краины). «Крайина Экспресс» и его команда отныне именовались Железнодорожной ротой
21 января 1993 года хорваты в результате внезапной атаки захватили район Масленицы. В СВК было мало резервов, в бой бросали всех, кого могли. Тяжелое вооружение изымалось с миротворческих складов и тут же отправлялось на фронт. Бойцы из команды бронепоезда сражались как пехота. В боях они понесли потери: погибло два солдата. Несмотря на то, что сербы смогли вернуть часть утерянной территории, город Новиград и Масленичский мост оставались в руках хорватов. После упорных боев поезд передислоцировали в Бенковац.
Именно тогда железнодорожники провели одну из самых знаменитых своих операций: были уничтожены хорватские склады с оружием в туннеле на окраине Задара. «Крайина Экспресс» выдвинулся из Бенковца в направлении позиций хорватов, которые прикрывались установками неуправляемых ракет. В начале поезда находился прицепленный к нему вагон со взрывчаткой и противотанковыми минами. У села Надин вагон был отцеплен и пущен в направлении хорватских складов в туннеле.
В тот период бронепоезд чаще всего дислоцировался в Бенковце, поддерживая действия бойцов СВК по отражению хорватских атак. В одной из операций «Крайина Экспресс» действовал совместно с бойцами «Капетана Драгана» и, в результате, был разгромлен батальон
Летом 1993 года на поезде провели частичную смену вооружения.
В 1994 году «Крайина Экспресс» сражался в Западной Боснии, где СВК и ВРС поддерживали отряды Фикрета Абдича, не желавшего подчиняться политикам в Сараево и стремившегося заключить с сербами мир. Им противостоял
В конце июля 1995 года хорватские подразделения нанесли поражение ВРС в районе горного массива Динара. Южная часть Сербской Краины, таким образом, попала в полуокружение. У «Крайина Экспресса» тогда были два экипажа: один располагался в Книне, другой находился в районе Динарских гор.
Ранним утром 4 августа 1995 года армия Хорватии начала операцию «Олуя» (Буря) против Сербской Краины. Двести тысяч хорватских солдат обрушились на тридцатитысячную армию краинских сербов. На Книн, в котором было мало военных целей, упали более трех тысяч снарядов. Когда первые из них начали попадать в железнодорожное депо, экипаж, находящийся в городе, принял участие в обороне Краины. Бронепоезд выдвинулся в район Лики, но конкретных целей перед ним не было. Находясь в полуокружении, члены экипажа пустили поезд под откос, чтобы он не достался хорватам, а сами были вынуждены эвакуироваться на территорию Республики Сербской.
Оборона СВК была прорвана за несколько дней. Операция «Олуя», которая стала самой крупной военной операцией в Европе после Второй мировой войны, вылилась в этнические чистки: около 250 тысяч сербов вынуждены были покинуть Сербскую Краину, прекратившую свое существование.