Зимний воздух войны
Редчайшая фотография. Одна из немногих, сохранившихся, с изображением Второго Русского Добровольческого Отряда… Это конец января 1993 года. На фотографии изображены майор Эдуард (слева, командир РДО с декабря 1992 года, десантник-афганец), Ас (в черной беретке, и Женя-Одессит (крайний справа внизу в комбинезоне в чёрной беретке). Эдуард, кавалер ордена «Красной звезды» и медали «За отвагу», стоит отметить, был одним из лучших, ярких командиров всего добровольческого движения, по окончании войны он вернулся к себе на родину в Петербург. Потом он еще принимал участие в боевых действиях на Косово. Жив-здоров, слава Богу. Женя-Одессит (самый крайний справа в комбинезоне) попал к нам в конце ноября 1992 года, до этого занимался челночной торговлей. Познакомившись с нашими ребятами, бросил свой товар, оставил торговую деятельность, фактически до конца войны состоял в РДО. Честнейший, искренний человек. Он тоже вернулся на Родину. Ну а Ас – Александр Мухарев, личность легендарная во всех отношениях. Он был первым командиром отряда, назначенный ещё в Москве. Проявил недюжинную храбрость организаторские способности.
Фотография была сделана непосредственно перед отправкой в город Рудо. Для переброски была собрана целая колонна, в которою входили сербский и казачий отряды, РДО. Оружие, в том числе тяжёлые миномёты, уже было в грузовиках. Фотографировали нас сербы. У русских то фотоаппаратов не было. В тот момент, совершенно неожиданно, мусульмане прорвали фронт в районе города Руда. Наш отряд тогда находился в Вышеграде, в городе Восточной Боснии. Действие на фотографии проходит именно там. Руда же находится намного южнее Вышеграда, в долине реки Лим, притока реки Дрина. Мусульмане прорвали на том участке фронта, захватили большое количество трофеев. Было много убитых. Руководство бригады из города Рудо обратилось к вышеградской бригаде с просьбой о помощи. Оперативно было принято решение о переброске нашего отряда (2 РДО – Русский Добровольческий Отряд) и сербских частей на фронт. Погрузились в грузовики, прямого сообщения через территорию сербской республики не было. Пришлось ехать в обход, через города Ужица и Прибой, которые находились на территории Большой Сербии. С той стороны были отряды зеленых беретов, довольно хорошо подготовленные. Сербы располагались на очень сложной местности, это было их большой ошибкой. Шла дорога серпантинного типа, с одной стороны крутые, почти отвесные, горы, с другой — резкий обрыв над рекой Лим. Сама дорога была пробита сквозь горы, в тоннелях. Тоннели были опорными пунктами обороны сербов. Мусульмане прошли поверху по горам, на одном участке спустились вниз, и тем самым перекрыли дорогу целой группе сербов, начали их методично истреблять. Была паника: многие погибли, пытаясь прыгать, многие просто сдались в плен. Трофеи у мусульман были очень богаты: несколько 155-мм орудий, зенитная установка «Прага», множество боеприпасов. Получив их, мусульмане практически сразу ушли. Мы поднялись на горные кручи и пошли по ним, мусульмане вяло отстреливались и отступали…
Сейчас смотрю на эту фотографию… что я чувствую? Чувствую чистый воздух, бодрящий зимний воздух войны. Вижу опять синеющие горы вдалеке… и чувствую запах того времени, запах военного Вышеграда.