Главная

«Соблазнение» национальных меньшинств

Рубрика: Европа
09.07.2011

   Одним из самых неожиданных последствий французских беспорядков 2005 года стал растущий интерес США к молодым людям иммигрантского происхождения, гражданам Франции, которые, однако, в массе своей настроены против французского государства.

В октябре 2005 года во Франции имели место массовые уличные беспорядки, представленные СМИ как социальный протест. На деле в них участвовали молодые люди неевропейского происхождения, живущие в основном на окраинах больших городов. По официальной версии, беспорядки были спровоцированы смертью двух несовершеннолетних преступников, которые, будучи преследуемы полицией с целью обычной проверки документов, спрятались в трансформаторной будке и умерли от удара электричеством. Последствия этих беспорядков были тяжелыми: за 3 недели трое убитых, три тысячи арестованных, десять тысяч сожженных машин и десятки разгромленных общественных зданий — школ, складов, магазинов, архивов и даже церквей. Эти беспорядки быстро превратились в настоящий бунт молодых французов арабо-африканского происхождения против французского государства. Для сдерживания зачинщиков было мобилизовано около 11 тысяч полицейских. В определенный момент в стране было даже объявлено чрезвычайное положение. Урон от погромов был оценен примерно в 200 миллионов евро. Это были худшие городские беспорядки во Франции с 1968 года.

В 2009 году немецкий журналист и писатель Удо Ульфкотте (Udo Ulfkotte) опубликовал удивившую всех книгу под названием «Der Krieg im Dunkeln: Die wahre Macht der Geheimdienste» (Война в темноте: власть тайн) в которой автор развивает тезис, что беспорядки не были абсолютно стихийными, а их организацией и поддержкой занимались профессиональные агитаторы. В своей книге журналист называет эти массовые волнения вариантом цветной революции, но происходящей в 2005 году во Франции. Мы не знаем точно, верна ли или надумана эта теория, но параллельно ей стоит рассмотреть одно из самых неожиданных последствий французских беспорядков — растущий интерес США к молодым людям иммигрантского происхождения, гражданам Франции, которые, однако, в массе своей настроены против французского государства.

Текст дипломатического донесения от 25 января 2007 года, опубликованный на Wikileaks, кажется, приоткрывает завесу тайну над некоторыми фактами. В этом документе американское посольство сообщает о разработке политической линии поддержки и развития афро-арабских общин Франции, нацеливаясь при этом на молодых французских мусульман. Первые попытки ведения такой политики были зафиксированы в 2001 году, после событий 11 сентября. Действительно, американские дипломаты утверждают, что ситуация с демографической эволюцией Франции такова, что многочисленные французы афро-арабского происхождения будут определять завтрашний день французского государства. После трагедии 11 сентября и войны в Ираке, госдепартаменту США казалось жизненно важным улучшить имидж Америки в глазах европейских мусульман. Многие известные личности стали ключевыми участниками этой американской игры во Франции.

В 2009 году Барак Обама назначает Чарльза Ривкина послом США во Франции. Сделавший карьеру в индустрии развлечений и рекламы, Ривкин был одним из тех, кто отвечал за сбор финансов в ходе предвыборной кампании Обамы.

В сентябре 2009 происходит событие, важность которого многие не сразу оценили. Посол Ривкин и его супруга стали почетными гостями мэра парижского пригорода Вилье-ле-Бель. Они получили приглашение на торжественное открытие первого граффити, нарисованного в рамках франко-американской программы обмена художественным и образовательным опытом в городском искусстве.

Вилье-ле-Бель не совсем обычный город: именно отсюда пошли молодежные беспорядки 2005 года. В ноябре того же года посольство Соединенных Штатов Америки приглашает 24-х французских старшеклассников стать послами своей культуры в США. Программа «Молодые послы», проводимая два года подряд во Франции, позволила старшеклассникам из малообеспеченных семей провести две недели в США, в сопровождении и окружении официальных лиц, как мы увидим далее.

Около тридцати молодых людей отправились в США в марте и в апреле 2010 года в рамках молодежной программы Госдепартамента «Международные гости». Среди этих молодых гостей было много руководителей общественных ассоциаций, а также рэпперов и молодежи иммигрантского происхождения или сотрудничающей с общественными организациями, действующими внутри иммигрантских общин.

Программа «Молодые Послы» не является чем-то принципиально новым, ведь из статьи под названием «Президентские выборы во Франции как идеальный пример успеха Программы международных визитов», опубликованной в 2007, мы узнаём, что многие видные французские политики (как правой, так и левой направленности) также были членами данной американской программы. В статье упоминаются Николя Саркози, Брис Ортефе, Франсуа Фийон, Кристина Бутен.

2 апреля 2010 года Чарльз Ривкин проводит встречу с молодежью города Бонди (это пригород Парижа, где концентрация иммигрантов — одна из самых высоких в стране). В своей речи он заявляет следующее: «У нас в Америке все по-другому. Ты можешь быть африканцем, индейцем, но, прежде всего — ты американец […] Мне нравится разговаривать со всеми французами. Я знаю и уверен, что следующий французский лидер будет из пригорода». Перед отъездом он спрашивает молодежь: «С кем из американских актеров вы хотели бы встретиться?». Держа свое обещание, 13 апреля 2010 посол возвращается в Бонди для встречи с молодежью в сопровождении американского чернокожего актера Сэмюэля Л. Джексона и его жены. Актер выступит с такими словами: «Вы — будущее страны, не упустите свой шанс, организуйтесь в сообщество, […] заявите, что это не нормально, когда на экране я не вижу похожих на меня людей».

24 июня 2010 года посольство США организовало форум под названием «Create Today» (Создавая сегодняшний день) с участием молодых американских и французских предпринимателей. Во время приема в саду посольства, гости могли посетить художественные выставки или послушать новую песню «Vida loca» французской рэп-группы «Kommando Toxik» из Вилье-ле-Бель.

29 июня 2010 года американский посол торжественно открывает первый «Парижский хип-хоп кампус» (Hip Hop Campus) в Ля Вилетт. Он участвует в первом круглом столе на тему «Французский хип-хоп против американского: новая школа успеха!» 5 августа 2010 года Сильвестр Сталлоне, Джейсон Стэтхем и Дольф Лундгрен в составе делегации посольства США посетили город Росни-су-Буа, также с большим процентом населения иммигрантского происхождения, социальными проблемами и частыми беспорядками. После встречи Сильвестр Сталлоне заявил: «Было замечательно встретиться с жителями Росни-су-Буа, это настоящие люди».

В июле 2010 года в целях поддержки подобной деятельности помощником посла США во Франции назначаетсяМарк Таплин. Профессиональный дипломат, Таплин специализируется на общественной дипломатии. До своего назначения он был преподавателем в Университете Джорджа Вашингтона, конкретно — в Институте общественной дипломатии и мировых связей. Он также вел блог, где обсуждал интеллектуальные методы воздействия (сочетание методов мягкой и жесткой силы). В 1984-1987 годах Таплин занимал должность помощника атташе по культуре, а в 1994 году помощника пресс-секретаря при посольстве США в Москве. С 1999 по 2001 годы он был советником по Общественной деятельности посольства США в Киеве. С 2002 по 2004 Марк Таплин был директором Бюро по Украине, Молдавии и Белоруссии в Госдепартаменте США. На этой должности дипломат содействовал развитию американской политики в отношении Украины в перспективе президентских выборов 2004 года. Впрочем, летом 2004 года Таплин покинул свой пост. 21 ноября того же года на Украине началась «оранжевая революция».

Затем с 2005 по 2008 год Таплин занимал пост заместителя главы дип. миссии США в Румынии, в Бухаресте. Горячий сторонник Обамы, Марк Таплин известен также тем, что сыграл первую скрипку в информационной кампании, приведшей к увольнению Алена Жуайанде, государственного секретаря Франции по вопросам сотрудничества, который, будучи с визитом на Гаити, вслух задавал нелицеприятные вопросы о действиях США в этой стране.

После землетрясения, сотрясшего остров, американские войска взяли под контроль аэропорт Порт-о-Пренс и препятствовали посадке двух французских самолетов с гуманитарной помощью. Ален Жуайанде заявил о своем желании провести расследование касательно действий американцев, чтобы «выяснить, прибыли ли они помочь Гаити, или для того, чтобы оккупировать остров».

Однако спустя некоторое время был обнародован факт нецелевого использования Жуайанде бюджетных средств (он нанимал частный самолет для командировки на Мартинику). Затем всплыл факт якобы незаконного получения разрешения на строительство. Наконец, Алена Жуайнде обвинили в том, что он, якобы, тратил государственные деньги на покупку сигар1. Оказавшись в эпицентре трех скандалов, Ален Жуайанде был, в конце концов, уволен с поста министра французского правительства 5 июля 2010 года.

Таплин и Ривкин не единственные, кто проводит американскую стратегию «соблазнения национальных меньшинств» во Франции. Координацией этих операций (кто-то назвал бы их манипуляцией) также занимаются Лора Берг, атташе по культуре посольства США, и, главным образом, гражданка Франции Рандиан Пекку, которая вот уже десять лет отвечает за взаимодействие посольства США с мусульманскими общинами. Эта скромная 53-летняя женщина по своей официальной должности является «ответственной по вопросам гражданского общества» в американском посольстве и практически никогда не дает интервью. Французская газета «France-Soir» (в статье «Как Али Сумаре „был обработан“ в американском посольстве» от 6 августа 2010) раскрыла ее имя, добавляя, что записная книжка этой дамы «содержит все разнообразие контактов ведущих политических и общественных деятелей Франции».

Конечно, всевозможные способы американского вмешательства во внутренние дела Франции давно не новость. Сидни Хукс, один из руководителей Конгресса за свободу культуры — обширную программу, финансируемую ЦРУ в течение Холодной войны — уже в 1941 году заявлял следующее: «Перевоспитание и переформирование населения Франции являются, на мой взгляд, основными и срочными задачами для американской демократической политики в этой стране». Сидни Хукс, по всей видимости, имел в виду французский народ в целом. Новое же прочтение его слов состоит в том, что целью американцев теперь является отдельная часть населения Франции.

В январе 2010 года посольство США в Париже составило депешу, в которой посол Чарльз Ривкин разъясняет деятельность американцев по отношению к меньшинствам Франции. Дипломатическое донесение состоит из 10-ти пунктов, в которых, соответственно, сообщается о кризисе американского присутствия во Франции, о важности разработки особой стратегии для этой страны и вступления в позитивный диалог, а также о необходимости пропаганды успешного примера запуска агрессивной молодежной программы. Он также затрагивает вопросы поощрения сторонников умеренных взглядов и распространения практического опыта, а также углубления понимания проблем и, наконец, объединения усилий. Ниже я кратко изложу содержание пунктов данного дипломатического донесения:

Краткое резюме

«В соответствии с уникальными обстоятельствами и историей Франции, посольство США в Париже разработало Стратегию взаимодействия с меньшинствами, которая, в том числе среди прочих групп, касается французских мусульман, и отвечает задачам, определенным в телеграмме — донесении A. Наша цель состоит в том, чтобы активизировать все группы населения Франции для консолидации усилий этой страны в претворении в жизнь идеалов равенства, тем самым способствуя продвижению национальных интересов Америки. В то время как Франция по праву гордится тем, что именно в этой стране зародились демократические идеалы, а также своей ролью в качестве ревностного защитника прав человека и правового государства, французские социальные институты на деле не обладают достаточной гибкостью, чтобы адаптироваться к нынешней демографической ситуации в стране, со все возрастающим числом иноверцев.»

Предпосылки: кризис американского представительства во Франции

«Франция долгое время пропагандировала защиту прав человека и правовое государство, как на своей территории, так и на международном уровне и ощущала себя полноправным историческим лидером среди демократических стран. История Франции, её восприятие самой себя в современном мире сыграют важную роль при воплощении в жизнь представленной нами здесь стратегии, состоящей в том, чтобы оказывать давление на Францию с тем, чтобы это государство направило свои усилия на более эффективное проведение в жизнь демократических ценностей, продвижением которых оно занимается».

«В большинстве французских СМИ по-прежнему работают одни „белые“, небольшое улучшение наблюдается только в плане присутствия меньшинств перед камерами телевизионных новостных передач. Среди элитных образовательных учреждений Франции, принявших решительные меры по интеграции, нам известен только Институт политических исследований (Sciences Po), который представил альтернативный метод набора для иностранных студентов и студентов с иностранным происхождением, не готовых для сдачи французских письменных экзаменов. Если ситуация с представителями меньшинств, работающих в частных организациях немного изменилась к лучшему, то на руководящих должностях компаний их представителей по-прежнему крайне мало. Таким образом, реальность французской общественной жизни противоречит идеалам равенства нации. Общественные институты Франции до сих пор определяются группками „посвященных“ и политической элитой, в то время как крайне правые и ксенофобские идеи представляют интерес только для малой (однако, влиятельной) части населения».

«Мы полагаем, что Франция не использует в полной мере всю энергию, способности и идеи проживающих в ней меньшинств. Несмотря на то, что Франция считает себя образцом для подражания в плане ассимиляции и меритократии (власти одаренных), очевидное неравенство во французском обществе портят имидж Франции и ослабляют ее влияние на международной арене. Мы считаем, что устойчивый отказ от политики развития возможностей и продвижения политических интересов меньшинств может ослабить и разделить Францию. Геополитические последствия ослабления и разделения Франции отрицательно скажутся на американских интересах, ведь нам необходимы сильные партнеры в центре Европы, которые помогали бы нам в продвижении демократических ценностей».

Следовательно, американцы хотят использовать в своих интересах существующие во Франции противоречия. Трудно сказать, чего они больше боятся — «ослабления Франции» или американских интересов в Европе. Судя по смыслу данного утверждения, Франция по-прежнему является основным плацдармом для американских интересов в Европе.

Стратегия во Франции: наши цели

«Основная цель нашей ориентированной на меньшинства стратегии состоит в том, чтобы активизировать все уровни населения Франции для того, чтобы помочь им в осуществлении их собственных задач социального равенства. Наша стратегия нацелена на три уровня населения: (1) групповое большинство, и, особенно, элиту; (2) групповые меньшинства, лидерам которых будет уделяться особое внимание; (3) все население в целом. Используя семь нижеперечисленных тактических приемов, мы будем стремиться способствовать осознанию французской элитой преимуществ политики расширения возможностей и, напротив, убыточности поддержания существующего порядка вещей; повышать компетентность и развивать уверенность лидеров групп меньшинств, стремящихся увеличить свое влияние; выражать населению Франции в целом наше особенное восхищение разнообразием и динамичностью народов этой страны, подчеркивая преимущества данных качеств, которые следует использовать, открывая возможности для всех групп населения»

Тактический прием №1: Вступить в позитивный диалог

«Во-первых, мы сфокусируем наши выступления на проблеме равенства возможностей. В публичных заявлениях на тему демократического сообщества, мы будем подчеркивать такие характерные признаки демократии как право на отличие, защита прав меньшинств, ценность равенства возможностей и важность существования настоящих политических представителей меньшинств».

«Мы будем сообщать о затратах, которое несет французское государство из-за недостаточного представительства меньшинств в стране, подчеркивая преимущества, которые приобрела Америка, упорно работая над устранением препятствий, возникшими перед меньшинствами США». «Кроме того, мы продолжим и сделаем более интенсивной работу с французскими музеями и преподавателями с целью реформирования учебных планов по истории, преподаваемой во французских школах, таким образом, чтобы учитывалась роль меньшинств в истории Франции, а также их точка зрения на историю данного государства».

Тактический прием №2: Подавать положительный пример

«Мы будем использовать пример как одно из средств данной стратегии. Мы продолжим и приумножим наши усилия по организации визитов во Францию лидеров американских меньшинств для того, чтобы те поделились своим непосредственным опытом с французскими лидерами. Когда мы отправим французских лидеров в Америку, то как можно чаще будем включать в программу их пребывания моменты, демонстрирующие равенство возможностей в нашей стране. Мы продолжим приглашать на мероприятия в нашем посольстве представителей разнообразных групп французского общества, избегая, таким образом, таких мероприятий, где бы присутствовали представители только белой расы или только национальных меньшинств».

Тактический прием №3: Запуск агрессивной молодежной программы

«В-третьих, мы продолжим и укрепим наши усилия по активизации молодежи для того, чтобы рассказать молодым французам любого социокультурного происхождения об общности наших ценностей. Ведущую роль при этом будет играть Отдел по поддержке молодежных инициатив при посольстве, который ставит своей целью рост положительной динамики среди французской молодежи, что обеспечит большую поддержку американских ценностей и задач».

«Для осуществления данных целей, мы будем опираться на уже действующие масштабные программы Общественной Дипломатии, а также совершенствовать различные творческие методы оказания влияния на французскую молодежь. Для этого будет использоваться новые средства информации, а также корпоративное партнерство, конкурсы национального масштаба, мероприятия, ориентированные в первую очередь на молодежь — особенно приглашение известных американских гостей. Мы также займемся разработкой новых методов выявления, обучения и воздействия на будущих французских лидеров. В рамках расширения возможностей образования и обмена для французской молодежи, мы будем следить за тем, чтобы при выборе участников поддерживаемых нами программ обмена, не было никакой дискриминации. Опираясь на уже существующие во Франции молодежные социальные сети, мы создадим новые интернет-сообщества, содействуя, таким образом, общению будущих лидеров Франции на форуме, ценности которого — инклюзию (включение), взаимоуважение и открытый диалог — мы поможем сформировать».

Тактический прием №4: Поощрять «умеренных»

«В-четвертых, мы будем поощрять почти неслышимые голоса сторонников толерантности к более смелому и уверенному выражению их мнения. Мы будем вести данную деятельность при помощи двух интернет-сайтов, ориентированных на молодых франкоговорящих мусульман — oumma.fr и saphirnews.com — мы займемся поддержкой, обучением и заставим действовать информационных и политических активистов, разделяющих наши ценности».

«Мы будем делиться с Министерством внутренних дел Франции и с религиозными объединениями страны наиболее эффективными методами обучения толерантности, которые в настоящее время используются в мечетях, синагогах, церквях и других религиозных учреждениях США. Мы задействуем напрямую Министерство внутренних дел для сравнения французских и американских подходов к вопросу поддержки лидеров из меньшинств, которые отстаивают умеренные взгляды и призывают к взаимопониманию, сопоставляя при этом наши методы с методами лидеров, сеющих раздор и ненависть».

Тактический прием №5: Делиться практическим опытом

«В-пятых, мы продолжим осуществление данного проекта, делясь практическим опытом с молодыми лидерами всех областей деятельности, в том числе с молодыми лидерами политических партий умеренной направленности, с тем, чтобы они пользовались необходимым инструментарием и менторской поддержкой для своего продвижения. Мы создадим и обеспечим поддержку образовательных программ и программ обменов, которые наглядно покажут долгосрочные положительные результаты инклюзии как внутри школьной среды, так и внутри групп гражданского общества, среди блоггеров, политических советников и политиков местного уровня».

Тактический прием №6: Углубить наше понимание проблемы

«Занимаясь подробным изучением таких значимых событий, как дискуссия о национальном самосознании, мы планируем отслеживать тенденции и, в идеале, предугадывать изменения, касающиеся положения меньшинств во Франции, оценивая при этом, как подобные изменения повлияют на интересы США в стране».

Тактический прием №7: Объединять, определять цели и давать оценку нашим усилиям

«Наконец, рабочая группа по взаимодействию с меньшинствами будет объединять действия соответствующих подразделений и ведомств Посольства, отвечающих за позитивный диалог, мероприятия и анализ ситуации. Эта группа будет работать в тандеме с Программой молодежных инициатив, и будет определять среди населения страны лидеров и группы, обладающих определенным влиянием».

«По итогам каждого года группа будет давать оценку нашему влиянию, анализируя как фактические, так и нематериальные показатели успеха. Фактические изменения будут заключаться в измеряемом росте числа представителей меньшинств, занимающих руководящие посты и работающих в государственных или частных организациях, в том числе учреждений образования. К таким изменениям также относится рост числа конструктивных усилий лидеров меньшинств в получении политической поддержки как внутри собственной общины, так и вне ее, уменьшение поддержки населением Франции ксенофобских политических партий и программ. Хотя мы не можем гарантировать успешность данных позитивных мероприятий, мы сконцентрируем наши усилия на вышеописанной деятельности, которая будет поощрять, подталкивать и стимулировать движение в нужном направлении».

——-

1На самом деле, этим занимался другой французский чиновник — Кристиан Бланк, курировавший в правительстве дела Парижа и столичной агломерации. В июне 2010 года он стал объектом пристального внимания публики, когда выяснилось, что он удовлетворял свое пристрастие к кубинским сигарам за счет налогоплательщиков

***

Источник — https://www.win.ru/win/7602.phtml