100 дней в плену у сомалийских пиратов
14 марта 2011 владелец балкера Jahan Moni сообщил, что пираты отпустили судно после выплаты выкупа, балкер следует в порт Салалах, Оман, экипаж жив и относительно здоров. Стала известна сумма выкупа – 4.62 миллиона долларов. Балкер был захвачен 5 декабря прошлого года, и по меркам 2010 года, был достаточно быстро освобожден. 26 членов экипажа не пострадали.
На днях в СМИ Бангладеш появились рассказы моряков о том, что именно произошло.
***
Судно находилась в 300 милях от побережья Шри-Ланки. На протяжении двух дней моряки всматривались в горизонт, опасаясь пиратов, но всё было спокойно. На третий день на радаре в 15 милях от судна появилась точка, стремительно приближающаяся к кораблю. В бинокль были увидены фигуры пиратов с автоматами в руках. На корабле зазвучала сирена тревоги. По спинам моряков пробежался холодок.
Во время короткого обсуждения, что делать, кто-то сказал, что по слухам, пираты не атакуют корабли, на которых находится очень много людей. Соответственно, все кто мог, выбежали как безумные на палубу, потрясая металлическими прутьями и всем, что могло сойти издалека за «оружие». Капитан Фарид Ахмед начал вести корабль зигзагами. Поднявшиеся высокие волны остановили лодку пиратов ко всеобщему облегчению. На максимальном ходу судно старалось уйти из зоны атаки.
Но радость была преждевременна. Через час лодка пиратов снова пошла на сближение. По всей видимости, пиратов остановили не волны, а проблемы с мотором. Как только пираты подошли к кораблю, они открыли огонь из автоматов Калашникова. Пули застучали по кораблю.
«Все на мостик! Быстро!» — отдал приказ капитан.
Все иллюминаторы и отсеки на корабле были лихорадочно закрыты. Экипаж сгрудился на мостике, самом высоком месте на корабле. Вся надежда оставалась на то, что находящийся в этих водах индийский военный корабль придёт на выручку быстрее, чем на борт поднимутся пираты.
Пираты достали лестницы и попытались подняться, но они оказались длиннее, чем надо было. Несколько минут они оптимизировали свои лестницы и затем шесть пиратов забрались на борт.
По пожарным проходам они поднялись до мостика и начали барабанить в дверь, угрожая открыть огонь. Трое членов экипажа упали в обморок.
Трясясь от страха, один из моркяков в итоге открыл дверь, и пираты ворвались внутрь: «На пол! Всем лежать!». Экипаж подчинился и превратился в заложников.
Через некоторое время появился индийский военный корабль. Лиде пиратов приказал капитану выйти на связь с кораблем ВМС и сказать, что пираты начнут убивать заложников, если военные не уйдут. Корабль индийских ВМС также подчинился требованиям и ушёл.
Экипаж впал в отчаяние. Впереди были только неизвестность и страх.
Пираты достали GPS-навигатор и указали капитану точку, куда надо было вести захваченный корабль.
Через пять дней корабль встал на якорь в районе порта Гаракад чуть ниже берегов Пунтленда, страны пиратского рая. Вокруг стояло множество других кораблей, захваченных пиратами ранее.
Как только они встали на якорь, раздалась стрельба из автоматического оружия. Другая банда попыталась отбить корабль у захватчиков. Пираты угрожали, что начнут использовать моряков в качестве живого щита. Ожесточённый бой длился всю ночь, но корабль остался во власти первой группы.
12 декабря пираты вышли на связь с компанией-оператором — Brave Royal Ship Management (BD) Limited. Пираты сообщили, что захватили корабль и сразу прекратили связь. Также, главному механику и его жене разрешили поговорить с владельцем корабля, чтобы они описали ситуацию на борту. Вечером пираты совершили третий звонок оператору, потребовали 9 миллионов долларов. После чего многим морякам позволили позвонить родным.
Неделю пираты тщательно следили за экипажем, не разрешая им выполнять работы по содержанию корабля. Даже когда сломался очиститель воды, то разрешено было подойти к нему только двоим морякам и не более.
Пираты постоянно жевали кат. Главарь пиратов, Абдур Рашид, однажды в состоянии наркотического опьянения ворвался на мостик и, хохоча, как безумец, вставил новый магазин в автомат, передёрнул затвор и направил дуло на моряков. Моряки оцепенели от ужаса. На их счастье другой пират вмешался и вырвал автомат у Рашида. После этого случая пиратам запрещалось жевать кат и употреблять алкоголь.
Пираты вели в остальных случаях себя профессионально. Нарушители их правил жестоко наказывались: привязывались к столбу, избивались и оставлялись печься на солнце. Одного из моряков жестоко избили после того, как он полез на мостик без разрешения. Психологически пираты запугали моряков рассказами о том, как расправились с экипажами других захваченных кораблей. Сомалийский переводчик рассказал в деталях, как убили троих китайцев, когда индийский корабль ВМС не послушался требований пиратов и попытался приблизиться к захваченному судну. Поэтому моряки Jahan Moni вели себя как послушные рабы, готовили пиратам кофе и пищу по первому требованию.
Сами пираты внешне выглядели устрашающе, судя по всему, жизнь их потёрла основательно. Многие были в шрамах, изуродованы и у некоторых не было даже отдельных конечностей.
Тем не менее, у пиратов была жёсткая дисциплина и по непонятным причинам они с большим уважение относились к единственной женщине на корабле – к жене главного механика. У моряков ничего кроме мобильных телефонов не отобрали. Все личные вещи оставили.
Через 15 дней кончилась питьевая вода. Моряки придумали, как получать конденсат через систему кондиционирования. Через некоторое время стало заканчиваться топливо, пришлось отключить один из генераторов, что привело к отключению холодильника. Еда протухла и её выбросили за борт. Рационы урезали. Питались только рути и сахаром. Иногда пираты приносили ягнёнка и моряки сами забивали его и готовили мясо. Если сначала пираты, а объедки отдавали морякам.
Все заложники использовали один единственный туалет. Иногда пираты заставляли их справлять нужду в бутылки на месте.
Наказывали и мусульман на борту, кто молился не в тех местах, где указывали пираты.
В феврале группа Рашида решили поменять расположение корабля, опасаясь атак конкурентов. К этому времени днище обросло морской живностью и корабль не мог набрать скорость. Главного механика выволоки на палубу и вскинули автоматы. Капитан и другие моряки еле-еле смогли успокоить пиратов.
Так продолжалось до марта. Моряки внимательно следили друг за другом, чтобы никто не покончил собой. Они были наслышаны, что такие вещи происходят среди захваченных в заложники моряков. В этот раз обошлось.
В марте переговоры о выкупе вошли в заключительную стадию. В один из дней над кораблем несколько раз пролетел небольшой самолет. К тому времени на борту корабля находилось до 40 пиратов с автоматами и РПГ.
13 марта пираты были в хорошем настроении, часто смотрели в небо. Возле корабля появилась ещё одна пиратская лодка. Наконец, появился самолет. Cessna. Дважды прошёлся над кораблем и на очередном круге выбросил два ящика на парашютах. Ящики упали в море и пиратская лодка тут же подобрала их.
Ящики при приближении оказались дипломатами с деньгами. Дипломаты затащили на мостик и в присутствии заложников открыли. Пираты закричали от радости, достали из карманов сомалийские деньги и начали кидать их в воздух. Дипломаты были набиты деньгами. Стодолларовыми свежими купюрами. Заложники с завистью глядели на деньги: такие суммы они никогда не заработают в своей жизни.
Пираты стали считать выкуп. Разбились на группы, достали сканеры и начали проверку купюр. Всё было верно, вся сумма – 4.62 миллиона долларов в качестве выкупа и экстра 100 тысяч долларов за топливо, которое пираты предоставят кораблю, чтобы тот ушел прочь.
Пираты улыбались. Переговорщикам был дан сигнал, что всё в порядке.
Главарь пиратов зашёл на мостик и гордо объявил, что утром пираты уйдут, и что все будут свободны.
Ночью пираты собирали амуницию и вещи и обсуждали, как им лучше уйти, так как подозревали, что конкуренты устроят на них засаду. В 5 утра они приказали поднять якорь, а сами ушли на лодках.
Корабль также был уже на ходу. Люди не сразу стали плакать и обниматься, не сразу поверили в свободу. Больше всего на свете они боялись, что другая группа пиратов снова захватит их.
Через два часа к ним подошел английский военный корабль и дал топливо. Позже кенийский корабль подвез еду и воду.
Моряков ждали их семьи и близкие.
Владелец судна и по сей день отрицает, что был заплачен выкуп.
***
23 марта, 2011 г.
По материалам бангладешских СМИ